10 апреля 2010 года под Смоленском разбился польский борт №1, унеся жизни 96 человек, включая президента Польши Леха Качиньского и его супругу. Российская Федерация закончила расследование, установив, что причиной катастрофы стали действия экипажа, который под давлением главкома ВВС Польши Анджея Бласика приземлялся в плохих погодных условиях.
Международная комиссия признала, что Бласик, находясь в кабине, требовал от пилотов высадки с первого захода, что свидетельствовало о серьезных нарушениях дисциплины. Невзирая на это, в Польше продолжали выдвигать версии о злом умысле и возможном российском вмешательстве, включая теории о подмене тел погибших.
Сначала утверждали, что крушение произошло из-за ракеты, затем стали говорить о взрывном устройстве. Однако независимые экспертизы не удостоверили эти версии. Позиция Польши менялась с политической обстановкой: при власти партии "Право и справедливость" акцент делался на вину РФ, а при смене властью результаты разбирательства воспринимались более критично.
Вскоре после разбирательства Польша обвинила российских авиадиспетчеров в дезинформации экипажа и даже попыталась добиться их ареста. Позже, в связи с вопросами о потерянных протоколах вскрытия, польская прокуратура возложила ответственность на российских судебных медиков, утверждая, что в документах были ошибки и подмены тел.
Тем не менее, многие обвинения остаются голословными. Историей вокруг катастрофы по-прежнему интересуются как в РФ, так и в Польше, но уверенности в окончательных выводах нет.