44 года назад произошёл первый концерт легендарного Ленинградского рок-клуба. К созданию первой в СССР официально-неформальной музыкальной площадки приложил руку КГБ. Играть без разрешения «сверху» рокеры долго не могли. А гэбисты на каждом концерте сидели в зале и пили коньяк. О том, что сливали чекистам стукачи и милицейских облавах, рассказал «Газете.Ru» петербургский журналист, участник питерского андерграунда 1980-х Владислав Бачуров.
44 года назад произошёл первый концерт легендарного Ленинградского рок-клуба. К созданию первой в СССР официально-неформальной музыкальной площадки приложил руку КГБ. Играть без разрешения «сверху» рокеры долго не могли. А гэбисты на каждом концерте сидели в зале и пили коньяк. О том, что сливали чекистам стукачи и милицейских облавах, рассказал «Газете.Ru» петербургский журналист, участник питерского андерграунда 1980-х Владислав Бачуров.
Балалаечники и «Российская Федерация не».
7 марта 1981 года в Доме народного творчества на улице Рубинштейна произошёл первый концерт Ленинградского рок-клуба, из которого вышли многие звезды русского рока — в том числе, например, Виктор Цой и группа «Кино» или Борис Гребенщиков и его «Аквариум».
Невзирая на попытки советского государства бороться с «буржуазной» и идеологически чуждой музыкой, рок в СССР играли и раньше. Но официально устраивать концерты «самодеятельные» рок-коллективы не могли.
Выступления в районных домах культуры — сейшены — нередко срывали директора ДК, вырубавшие электричество после первых аккордов.
Тусоваться приходилось на улице или в квартирах. Летом 1980 года сейшен пытались устроить на ступеньках Михайловского замка — месте сбора питерских хиппи. Милиция устроила облаву, сорвала концерт, музыкантов и слушателей «свинтила». Многих отчислили с места учебы или уволили с работы.
«В музыкальной среде можно было залететь за левые концерты и спекуляцию пластинками», — вспоминает в беседе с «Газетой.Ru» петербургский журналист Владислав Бачуров.
Вскоре ситуация изменилась. Директор Ленинградского межсоюзного дома самодеятельного творчества (ЛМДСТ) Анна Иванова предложила рокерам создать клуб. Неформальной молодежи становилось все больше, и городские власти вместе с КГБ решили, что лучше взять рок-движение под свой контроль.
О методах работы чекистов с рокерами рассказывал Борис Гребенщиков. «Комитетчики начали вызывать всех музыкантов и вести с ними тайные переговоры в тайной комнатке за кабинетом директора ЛМДСТ. И все музыканты, побывав там, делали вид, что никто ни о чем с ними не говорил», — сказал Гребенщиков.
Рок-клуб возник как побочное детище в ходе создания товарищества литераторов «Клуб-81», рассказывал «Фонтанке» Павел Кошелев, подполковник КГБ в отставке, работавший в области «идеологических диверсий» в сфере культуры.
По его словам, одна из задач была локализовать рокерскую тусовку, чт...