Несмотря на риски, о которых предупреждала Счетная плата, Центробанк 25 октября решил вновь поднять ключевую ставку до исторически рекордного уровня в 21% годовых. Причина всё та же – высокий уровень инфляции. Глава ЦБР отмечает, что перегрев экономики оказался сильнее, чем ожидалось, спрос по-прежнему превышает предложение, а все это ведет к росту цен. Бизнес, по понятным причинам, критично относится к действиям Центробанка, справедливо отмечая, что высокая ставка мешает ему находить средства на развитие. Кредиты оказываются неподъемными, а значит, производство либо встанет, а это сократит предложение, либо сумму инвестиций в его развитие придется закладывать в отпускные цены, что, в свою очередь, разгонит инфляцию. Но у Центробанка свои аргументы. Любопытная ремарка Эльвиры Набиуллиной: она считает, что в высокой инфляции заинтересованы крупные компании – монополисты, которые повышают цены просто потому что знают – их товары будут по-любому покупать. То есть регулятор исходит от обратного. И в этом тоже есть логика.
Не так давно Федеральная антимонопольная служба сообщила, что в нескольких торговых сетях фиксируется аномально высокая наценка на хлеб. На самом деле, это еще мягко сказано – аномальная. Поскольку речь идет о наценках и в 60%, и даже в 100%. Вместе с хлебом, по данным "Известий", подорожало и масло. Дальше все пошло по хорошо знакомому сценарию. Продавцы переложили ответственность на производителей, те – на поставщиков ингредиентов и санкции. В общем, как обычно, никто ни в чем не виноват. Оно само так получилось. Баталии, очевидно, не закончены, но жертвы этого сражения за прибыль хорошо известны. Это мы с вами. Корреспондент Леонид Китрарь решил выяснить особенности арифметики торговых сетей и пришел к выводу, что иногда она очень далека от любых математических законов. Подробнее – в "Итоговой программе с Петром Марченко".
Как формируется цена на продукты
Ценники растут как на дрожжах. Основные продукты на полках супермаркетов резко прибавили в финансовом весе. Есть ли в этом реальные причины или просто кусок ритейла стал жирнее?
Росстат фиксирует: стоимость масла в магазинах выросла на четверть, пшеничный хлеб стал дороже на 10%, ржаной – на 13%, молоко прибавило 12%, снова пошла вверх цена яиц. Картофель стал вдвое дороже. И всё это лишь с начала 2024 года.
Конечно, у подорожания есть объективные факторы: стоимость сырья, зарплаты, логистика, здесь же сезонное подорожание топлива.
"Любая розничная потребительская цена, которую мы с вами платим да за товары, которые приобретаем в магазине, начинает формироваться еще у изготовителя", – объяснила кандидат экономических наук, доцент РЭУ имени Плеханова Мария Долгова.
Путь к прилавку того же молока начинается еще с фермы. Здесь происходит переработка и пастеризация. Дальше – проверка качества, дистрибуция, торговые сети. Именно из-за подобной цепочки цена в конце пути возрастает иногда в разы. Собственную прибыль обязательно добавит каждое звено.
В итоге тот же фермер, зайдя в магазин, просто не верит своим глазам. Отдавал по одной цене, а забирать с полки приходится втридорога. Не исключение и крупные производители.
"Мы видим, что наценка в некоторых сетях составляет 50-70%. Конечно, нам неприятно. Мы с этим боремся. Мы им говорим: "Ребята, извините. Давайте, снижайте цены на полке", – сказал директор завода по производству молочной продукции Станислав Подоль.
Магазины делают большую наценку на товары
Нашим журналистам удалось получить несколько прайс-листов, по котором продукция уходит с заводов и ферм, чтобы сравнить их с ценниками на полках магазинов. Разница колоссальная.
Например, отпускная цена одной из марок масла составляет 146 рублей. В магазине за нее просят 190 рублей. Еще один производитель продает пачку за 147 рублей, а на кассе она обойдется в 240 рублей. Упаковка чуть побольше на заводе стоит 307 рублей, покупателю придется заплатить за нее 587 рублей. Итого наценка составляет от 30% до 90%. И та же ситуация почти со всей молочной продукцией. Кефир на выходе из цеха стоит 71 рубль, но покупателю он обойдется уже в 110 рублей.
Первый рост стоимости происходит в момент, когда производитель пытается продать то, что сделал. С зерном, например, перекупщики пользуются недостатком элеваторов. Их владельцам невыгодно закупаться у фермеров. Нужны большие партии. В дело вступают трейдеры.
"Они прощупывают каждое хозяйство и на скачках цен могут сыграть довольно неплохо для себя, в свою сторону. Кто-то пару дней был не в теме, а за два дня цена поднялась на зерно практически на рубль. Тут этот перекуп приезжает и предлагает ту же цену, которая была два дня назад. Получается, ты ему продаешь и проигрываешь", – объяснил глава крестьянского фермерского хозяйства Волгоградской области Михаил Девятаев.
Заработал трейдер-перекупщик, заработал владелец элеватора.
ФАС должна проверить ретейлеров на предмет ценового сговора
Но больше прочих в цепочке получит именно магазин. Особенно если это крупный ретейлер.
"Ретейлеры следят друг за другом постоянно, как бы мониторят цены. В этом плане если какой-то ретейлер устанавливает цену ниже, то, как правило, быстро происходит своеобразная подстройка", – объяснил Михаил Бурмистров.
Только вот одновременное повышение цен во всех магазинах сразу тоже случается. В таких случаях антимонопольная служба должна провести проверку. Но доказать ценовой сговор очень трудно. При этом, судя по отчетности, суммарная выручка пятерки крупнейших ретейлеров за год выросла на 15%. В абсолютных цифрах это целый триллион рублей. Впрочем, неудивительно. Верхней планки наценки на любой товар попросту не существует.
"Есть ситуация, когда наценка ограничена законодательно. 10%, например, для социальных товаров. Если рынок позволяет, эта наценка может быть и 100%. В индустрии моды вы легко встретите и 200% наценку", – говорит руководитель академии ритейла Алексей Филатов.
В разговоре с нашей съемочной группой представитель крупного ретейла рассказывает, что наибольшую наценку менеджер сети поставит на и без того дорогие продукты. Идея проста: человек, покупающий элитные товары, может просто не заметить подорожания.
"Всё зависит от того, какой человек. Если это бабушка, у которой пенсия три копейки, то естественно она пойдет и купит "Ильинское", и будет его есть и приговаривать: "Ну а что делать, денег всё равно не хватит на что-то". А те люди, которые с достатком, они возьмут и "Экомилк", будет оно стоить 400 и 500 рублей", – объяснил представитель ретейла.
Гонка за кошельком покупателя может обернуться дефицитом
В итоге гонка за кошельком покупателя может обернутся еще и дефицитом. О сокращении поставок заявили производители морепродуктов. Молокозаводы объявили о сокращении объемов выпуска и грядущем подорожании. Теперь Минсельхоз пытается увеличить импорт продукта из дружественных стран.
"Наш основной поставщик – это, конечно, Беларусь, то есть это наш добрый сосед. Но всё равно цены там растут. Цены закупок растут там по импорту, соответственно, идет рост цен у нас", – заметил директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Эту гонку вряд ли остановить при отсутствии должного государственного контроля, потому что свою долю из кошелька покупателя мечтает взять каждый.