Арктическая геополитика: стратегические ставки для России, Китая и США

Источник: MAIL.RU (Картина Дня) | Дата: 1 день назад

В последнее время Северный Ледовитый океан начал сезонно оттаивать и, возможно, станет полностью судоходным к 2100 году. Это открывает новейшие возможности для коммерческого судоходства и добычи природных ресурсов, а также превращает Арктический регион в новую арену геополитического соперничества между Россией, Китаем и США, пишет Ранж Тофик в статье для Geopolitical Monitor.

Российская Федерация , согласно статье, обладает самым мощным военным и политическим присутствием в Арктическом регионе. Ее арктическая территория простирается на 24 140 километров вдоль береговой линии. Российская Федерация , по мнению автора, надеется использовать природные ресурсы Арктики для сохранения своего влияния на мировые энергетические рынки, в частности на рынок природного газа.

Кроме того, она хочет получить прямой и надежный доступ к портам с теплой водой, и налаживание потенциального круглогодичного судоходства в Арктике по Северному морскому пути поможет ей решить эту проблему.

Однако озабоченность у нее должен вызывать растущий интерес Китая к региону, говорится в статье. Нынешнее российско-китайское сотрудничество, как считает автор, носит в основном тактический характер и основано на совместном противодействии доминированию США. РФ, как пишет Тофик, не хватает инвестиционного потенциала для полноценного освоения Арктики, и она нуждается в китайском капитале, тогда как Китай стремится заручиться политической и правовой поддержкой РФ в регионе.

Интерес Китая к Арктике возник еще в 1980-х годах, но первоначально ограничивался научными исследованиями. Однако с 2012 года его участие в арктической деятельности активизировалось. В 2017 году Китай объявил о создании проекта «Полярный шелковый путь», а в 2018 году опубликовал свою арктическую политику.

Экономическая и стратегическая мощь Китая в значительной степени зависит от производства и торговли, а морские перевозки являются основным видом транспорта для него.

Поэтому Пекин стремится превратить Арктику в 1 из своих ведущих морских маршрутов и уже подписал соглашения с Россией, Исландией и Гренландией. Северный маршрут поможет китайским судам сократить время в пути в Европу и обратно до 40%. Кроме того, если Китай начнет импортировать энергоносители из Арктики, где, предположительно, находится 30% неразведанных мировых запасов природного газа и 13% запасов нефти, транспортные расходы будут снижены за счет сокращения сроков доставки. Это поможет китайским фирмам уменьшить производственные издержки, увеличить нормы прибыли и повысить конкурентоспособности своего экспорта.

Соединенные Штаты граничат с Арктикой через Аляску. Вашингтон все больше проявляет интерес к этому региону, чтобы противостоять потенциальным стратегическим вызовам. Неоднократные предложения и требования президента Дональда Трампа о приобретении Гренландии у Дании вполне вписываются в рамки арктическо...