
Академия Ралли: аренда машин «под ключ»
Академия Ралли появилась в начале 2010-х как уникальный проект, предлагающий готовые раллийные автомобили в аренду всем желающим. По словам Алексея, инициаторы собрали команду специалистов и партнёров-поставщиков, чтобы построить монокубок на базе хэтчбеков Volkswagen Polo. Машины принадлежали Академии и сдавались гонщикам «под ключ» – с полным техническим обслуживанием, топливом и экипировкой. «Формат такой: мы строим машины… Машины принадлежат Академии Ралли. И они сдаются в аренду под ключ любому, кто желает участвовать… Стоит это 200 тысяч рублей… Ты получаешь машину, топливо, колёса на гонку, экипировку, клубную одежду, обслуживание». Этот подход успешно работал несколько сезонов (2013–2016) и позволил десяткам пилотов дебютировать в ралли без необходимости строить или покупать собственный автомобиль.

Компания Алексея, специализирующаяся на спортивных подвесках, сразу стала ключевым техническим партнёром Академии. «Мы выиграли тендер по подвеске и начали сотрудничество с Академией Ралли», – рассказывает гонщик. Все построенные Академией машины, а это более ста раллийных автомобилей, оснащались амортизаторами его производства. Со временем Алексей участвовал в проекте и как пилот: его команда выступала на подготовленных Академией VW Polo, а доработку техники они вели совместно.

Путь гонщика: от мечты до чемпионства
С детства у Алексея была мечта – стать гонщиком. «Кто-то хочет космонавтом, кто-то милиционером, а меня прибило: хочу стать гонщиком», – улыбается он[7]. В 90-е попасть в автоспорт было нелегко: секции закрывались, официально гоняться на машине можно было только с 18 лет. Алексей попробовал картинг, поступив после 9 класса в технический колледж при заводе АЗЛК ради доступа к секции. Но дальше одного показательного круга дело не пошло. По-настоящему ралли захватило его после гонки «Русская зима» – школьник случайно побывал зрителем и «заразился ралли окончательно».
Прорыв случился в 1995 году, когда во дворе дома Алексей увидел припаркованный раллийный ВАЗ-2108 с каркасом безопасности. Четыре часа он просидел у подъезда, дожидаясь владельца: «Я сидел на лавке 4 часа, караулил хозяина», – вспоминает Ковальчук. Им оказался опытный пилот Антон Захаров. Юный фанат набрался смелости спросить: «Дяденька, а как в автоспорт попасть? Я на всё согласен!». Захаров оценил энтузиазм и вскоре взял парня к себе в команду учеником механика. Так Ковальчук начал постигать гонки с самых азов, параллельно поступив учиться на кафедру автомотоспорта.
Уже в начале 2000-х Алексей вышел на старт соревнований сам и быстро заявил о себе. В 2004 году он стал чемпионом России по ралли, выступая на Volkswagen Golf III. С тех пор Ковальчук регулярно участвует в национальных раллийных первенствах и делится опытом с новичками. Сегодня он тренирует молодых пилотов в Академии и даже в быту учит близких безопасно ездить. «Я потом учил жену ездить сам, сейчас я не боюсь за неё – она действительно ездит, думает, понимает», – признаётся он, подчёркивая ценность правильного обучения.
Мастерская: подвески и износ раллийных машин
Сейчас Алексей руководит собственной мастерской, где готовят подвески и обслуживают спортивные автомобили. Он шутит, что их сервис заточен исключительно под подвеску: каждый день приезжают клиенты, желающие установить заниженные пружины или спортивные амортизаторы для улучшения управляемости. Но главное – подготовка боевых машин к ралли. После каждой гонки автомобиль полностью перемывается и разбирается для ревизии: «С гонки приехал — её отмыли… снимают агрегаты, проводят полную ревизию… перебирают, проверяют всё-всё-всё», – рутинный процесс. Спортивные узлы испытывают колоссальные нагрузки и изнашиваются очень быстро, поэтому требуют постоянного внимания. Для максимального результата амортизаторы перебираются после каждого ралли – в отличие от гражданских водителей, которые «поставил и забыл, пока ничего не сломалось».

Например, рабочая температура гоночного амортизатора достигает 160 °C и выше, масло в нём буквально горит. «160 градусов — это нормальная температура на корпусе… Мы сливаем масло – три дня проветриваем мастерскую, так воняет жжёным», – рассказывает Алексей. Используются специальные гоночные жидкости, подобрать им аналог из массовой продукции практически невозможно. Таким образом, износ деталей в ралли столь велик, что ресурс кузова порой исчисляется считаными тысячами километров.
Мастерская KMS (Kovalchuk Motor Sport) сотрудничает с разными гоночными командами. Все автомобили Академии Ралли с 2013 года строились на подвесках конструкции Алексея. Сейчас его команда и «Академия» даже делят общую базу и обмениваются опытом. Технологии, обкатанные в ралли, помогают в кольцевых гонках, и наоборот. Например, переключившись на трековый класс «Туринг-Лайт», «Академия» делится наработками по турбомоторам, а Алексей внедряет их в раллийные Polo R2. Такой синергичный подход делает машины и быстрее, и надёжнее.

Четверть века с Liqui Moly: проверено гонками
Вот уже почти 25 лет Алексей использует смазочные материалы Liqui Moly – во всех своих машинах. Знакомство началось в 2001 году, когда российское представительство Liqui Moly только выходило на рынок. Тогда Алексей уже выигрывал первые гонки, но сталкивался с проблемами надёжности моторов на других маслах. После очередного сезона к нему обратился представитель Liqui Moly с предложением спонсорской поддержки. Гонщик сперва отнёсся настороженно: каждый сход из-за двигателя обходился слишком дорого. «Моторы менять – это не масло за 4 тысячи… полмиллиона за мотор выкини. Эксперименты мне не нужны», – предупреждал он. Тогда Liqui Moly предложила смелые условия: полный комплект масел, финансирование выступления и даже письменную гарантию возмещения ущерба, если поломка случится по вине масла. Ковальчук рискнул попробовать – и сразу выиграл следующую гонку. «Мы попробовали и выиграли эту гонку… Им понравилось, мне понравилось. Так пошло-поехало», – вспоминает он. Так началось партнёрство, продолжающееся до сих пор.

Все машины Алексея – личные, сервисные, гоночные – вот уже два десятилетия ездят на Liqui Moly. Масла этой марки зарекомендовали себя в самых жёстких условиях ралли. «Никакой критики нет… Характеристика не уплывает, масло стабильное», – отмечает Алексей, сравнив ресурс Liqui Moly с другими брендами. В его практике не было случаев, чтобы мотор подвел из-за масла. Даже гражданские автомобили клиентов, проходящие по 30–40 тысяч км в год, демонстрируют отличный результат на этих маслах. Liqui Moly в России есть и никуда не делся. Ковальчук признаётся, что для специфичных узлов (например, подвески) иногда необходимы специализированные жидкости, однако двигатель и трансмиссия его машин полностью доверены Liqui Moly – и этот выбор оправдан гонками на протяжении четверти века.
Масла Liqui Moly закрепили за собой право использоваться в ралли, когда на одном из раллийных этапов пробило мотор — масло вытекло, и двигатель пережил масляное голодание. Однако масляный клин оказался настолько прочным, что после финиша при дефектовке выяснилось, что мотор полностью исправен. «Разобрали двигатель и увидели, что все вкладыши, коленвал, поршни – все исправно. Собрали обратно — и дальше в бой». Совсем недавно, на 6 этапе ралли «Донские просторы» в Волгодонске команда выиграла гонку, постоянно атакуя. Ддвигатель подвергался серьёзному испытанию — «Температура доходила до 108-110 градусов. Мы ехали в перегреве, не жалели мотор и выиграли 6 участков подряд и мотор работал без намека на какие-то дефекты», — с удовлетворением отмечает гонщик. «За четверть века раллийных гонок было очень много случаев, когда мотор работал с перегревом и в тяжелый условиях, но на масле «Ликви» он всегда довозил нас до финиша».

Механики в ралли: скорость и креативность
В автоспорте побеждает не только пилот, но и команда механиков. Найти хорошего спортивного механика, как выяснилось, очень непросто. Недавно Ковальчук лишился своего ключевого мастера, проработавшего шесть лет – человек выгорел и устал мотаться по гонкам. Нового специалиста пришлось срочно растить «с нуля». Готовых спортивных механиков нет, – констатирует Алексей. Пришел молодой мастер, отличный автослесарь, но без гоночного опыта. Пришлось буквально ломать его стереотипы, перестраивая мышление под ралли. «Обычному механику не хватает креативного мышления, … не хватает скорости», — объясняет он. В гонках механик должен работать молниеносно и нестандартно: каждая деталь делается лёгкой и быстро заменимой. И, кстати, не всегда нужно сверхпрочность.

По привычке новый механик сначала стремился всё перестраховать – чрезмерно усилить узлы машины. Ковальчук остановил эту затею: «Пойми, когда весь автомобиль разрушится, останется вот эта опора двигателя. Мне это не нужно», – говорил он новичку. Смысл в том, что излишняя надёжность в ущерб весу, и это только вредит. «Если пять тысяч километров кузов проедет за всю жизнь — это уже царь!» – образно оценивает Алексей ресурс раллийной машины. Зачем делать тяжелую деталь на миллион километров, если весь автомобиль столько не проживёт? Лишний вес замедляет автомобиль, повышает нагрузку на тормоза и трансмиссию. Поэтому хороший раллийный механик – это немного инженер и выдумщик: он ищет баланс между прочностью и скоростью. Именно таких ребят Алексей старается воспитывать в своей команде.
Немцы, китайцы и современный автосвет
В завершение разговора Алексей поделился мнением о современном автомобилизме и культуре вождения. Он убеждён, что России не хватает системного подхода к обучению водителей. Например, в Германии получить права гораздо сложнее: кандидат два года ездит с инструктором по второстепенным дорогам, прежде чем его выпустят на автобан. У нас же, замечает Алексей, новичков «просто выплёвывают на дорогу», и отсюда большое число аварий с участием плохо подготовленных водителей. Ему больно видеть хаос с электросамокатами и каршерингом в городах. «Я не понимаю, сколько должно ещё народу пострадать и побиться, чтобы прекратить эту вакханалию», – эмоционально заявляет он про стихийные гонки на арендованных машинах. По мнению Ковальчука, Россия пока «неавтомобильная страна», где нет культуры уважения на дорогах – но эту ситуацию необходимо менять.
Что касается самих машин, Алексей ценит надёжность проверенных марок. «Именно немцы концептуально строят все свои машины под автобаны. Да и моторные масла делают под такую же эксплуатацию. Поэтому и обслуживаю свои машины LiquiMoly», – отмечает он, указывая на огромный запас прочности немецких авто. Недаром многие российские любители скорость выбирают BMW, Mercedes, Porsche – эти машины рассчитаны ездить по 200 км в час каждый день и держать удар. Однако будущее, по мнению Ковальчука, может оказаться за другими. Недавно он побывал в Китае и был потрясён прогрессом: «Я побывал, как на другой планете», – признаётся гонщик. Пока в России лишь говорят о высокоскоростных магистралях, в Поднебесной они уже давно работают. Китайцы настолько ориентированы на внутренний рынок, что, шутит Алексей, порой спрашивают нас: «А за Великой стеной вообще жизнь есть?». При этом китайский автоспорт стремительно набирает обороты. Команды из КНР готовятся выйти на ралли-рейд «Дакар» в 2026 году, а внутри страны уже проводится собственный многодневный марафон «Климакан Ралли». Ковальчук видел прототипы китайских раллийных машин и признаётся, что был ошеломлён их уровнем: «У них там всё внутри хорошо», – разводит руками он, намекая, что китайским инженерам фактически не нужна помощь извне.

Алексей убеждённ, что в ближайшие годы китайский автопром способен совершить прорыв и бросить вызов европейским брендам. «Если китайцы поставят задачу… они в порошок сотрут всю автомобильную промышленность – европейскую, американскую, британскую. Другое дело, чем это все обслуживать. Даже если я пересяду на «китайца» в обычной или гоночной жизни, я не планирую менять партнёра по маслу. Наше сотрудничество настолько тесноеи настолько доверительное — уверен, мы вместе будем изучать потребности китайских моторов и подобирать масла и технические жидкости, защищающие от износа».
И хотя российские энтузиасты сегодня всё так же ценят немецкие машины и проверенные решения, опыт Алексея показывает: в автоспорте побеждают креативность, надёжность и умение адаптироваться к новым условиям. Именно эти качества – в технике и в людях – позволяют преодолевать износ раллийных машин и приходить к финишу первыми.