Вепсы, водопады и малиновый кварцит: как мы съездили в Карелию на KGM Torres

5 Колесо 5 дней назад 21
Preview

Увидеть самый высокий водопад в Северном Приладожье, поесть ухи «Лохикейто» и калиток, посетить музей вепсской культуры, побывать в уникальном карьере, погулять по Петрозаводску и узнать об истории Карелии. И это далеко не все, что мы смогли осуществить за три дня, которые провели за рулем корейского кроссовера.

Ладожское кольцо

Поездка затевалась ради того, чтобы оценить возможность полноценного отдыха в формате короткого автомобильного путешествия. Ну и попутно, раз уж представилась такая возможность, решили проверить Torres в деле. Ведь интерес к автомобилям SsangYong, вернувшимся в Россию под флагами KGM, есть, а информации по ним мало. Как ведут себя «корейцы» в повседневной эксплуатации? Как им наш бензин и дороги? В поисках ответов на эти вопросы мы решили съездить на KGM Torres из Питера в Петрозаводск, где нас ждали легендарные карельские серпантины и не менее легендарные грунтовки, на которых проходят ралли «Белые ночи».

Общая протяженность нашего трехдневного маршрута вокруг Ладоги составила около 1200 км. Из них на первый и последний день пришлись самые длинные перегоны, почти по пять сотен километров, но с остановками на перекус и осмотр достопримечательностей. Как оказалось, для трех дней это идеально, чтобы много чего можно было посмотреть и при этом не устать. Понятно, что все интересные места Карелии за столь короткий срок охватить невозможно. Поэтому мы ограничились несколькими «точками притяжения» обязательной программы, а все «факультативные» остановки делали по ходу основного маршрута. 

Предъявите паспорт

Выезжали из Питера рано утром. Уже в семь с «копейками» мы съезжали с КАДа на Новоприозерское шоссе, которое ведет прямиком в Карелию. Решив сначала проверить машину в качестве пассажира, я устроился на втором ряду. Здесь меня удивил огромный запас пространства над головой: он и спереди не маленький, но сзади, за счет едва заметного излома крыши, его просто вагон! В ногах места тоже с запасом, а раздельную спинку дивана можно регулировать по углу наклона — удобно. И в плане шумов тоже все хорошо: даже на скорости за сотню в салоне достаточно тихо — можно разговаривать, не повышая голоса.

Первую заправку сделали на «Роснефти»: при залитом до отсечки баке бортовой компьютер показал запас хода 450 км. Чтобы доехать до Петрозаводска, хватит, но для «дальняков» хотелось бы бак побольше. Забегая вперед, скажу, что на бензин за всю поездку у нас ушло 8000 рублей. Лили в основном 95‑й на крупных сетевых заправках, но под Петрозаводском, чтобы не «обсохнуть», пришлось плеснуть 10 литров на какой-то местной АЗС с низкой оценкой на «Яндекс.Картах». Было страшно за машину, но Torres даже не поперхнулся: ни по тяге, ни по характеру работы двигателя никаких изменений замечено не было. 

На Новоприозерском шоссе местами разрешена скорость 110 км/ч, но после Лосево автобан сужается до двух полос, становится больше населенных пунктов с ограничением 60 км/ч и камер. Темп движения падает, а вместе с ним снижается и расход топлива. Бортовой компьютер Torres быстро обновляет данные, и вот уже вместо 11 л на сотню он показывает 9 л. Качество асфальта остается отличным, поэтому за разговорами время проходит незаметно, и вот мы уже на границе с Карелией. Причем граница эта не условная: здесь останавливают машины и проверяют документы. «А что, если забыл паспорт?» — уточняю я у «пограничника». Как выяснилось, ничего страшного, можно показать его на «Госуслугах». Водительские права тоже сгодятся. Словом, нужен любой документ, которым вы можете подтвердить свое законное нахождение на территории РФ. Хотя такая проверка не более чем формальность. Ведь можно поехать в объезд, через Мурманское шоссе — там документы никто не смотрит. 

Плати и смотри

За последние пять лет Карелия сильно изменилась в лучшую сторону. После того, как вместо грунтовки, начинавшейся от границы с Ленинградской областью, сюда протянули шикарную (как по видам, так и качеству асфальта) магистраль, построили современные заправки и гостиницы, поток туристов в эти края стал расти в геометрической прогрессии. Ну а когда границу с Финляндией закрыли, к ним добавились еще и те, кто раньше любил выезжать на отдых в соседнюю страну. Благодаря этому некогда депрессивный регион начал меняться буквально на глазах. Радует, что «дикие» туристические места стали обрастать инфраструктурой, но огорчает, что за все это путешественникам теперь приходится платить. 

Первую точку нашего маршрута, Долину водопадов, пришлось покинуть практически сразу же после приезда, так как мы заранее не удосужились узнать, что за вход нужно отдать по 1250 рублей с человека. В эту сумму входит общение с хаски и кормление оленей, а просто погулять по лесной тропе и посмотреть водопады нельзя, только в комплексе с дополнительными услугами. Решив, что такое «все включено» нам не нужно, мы поехали дальше, тем более что наша следующая остановка, кирха Лумиваара, была буквально в нескольких километрах. Но и здесь нас ждал сюрприз. Рядом с кирхой появилась будка с охранником (еще два года назад ее не было), а на двери — замок, который снимают только после 10 утра, и пускают теперь сюда не бесплатно. Мы же приехали раньше, поэтому пришлось довольствоваться фото снаружи.

Лютеранская кирха в Лумиваара, 1935 г.

Хлеба и зрелищ

Где можно сделать фотографии с карельскими видами, причем абсолютно бесплатно, так это городской парк Ваккосалми в Сортавала. Здесь, на берегу озера Айранне, есть очень фактурная скала, на которую обязательно стоило бы прогуляться, будь у нас больше свободного времени. Но только красивыми видами сыт не будешь. Утолять голод едем в кафе Jarvikala, которое находится на главном туристическом пятачке города, рядом с причалом. Здесь подают традиционный финский суп из красной рыбы и сливок. Блюдо недешевое (560 руб.), но сытное, ведь форели в него кладут от души, поэтому одной тарелкой супа можно вполне наесться. Здесь же можно купить необычное мороженое от местных производителей: с белыми грибами или икрой морского ежа, и даже с… минералом шунгитом! Кстати, в Jarvikala постоянно привозят автобусы туристов, так что готовьтесь постоять в очереди.

Неподалеку от кафе расположен музей Кронида Гоголева, мастера рельефной резьбы по дереву. Его 3D-картины впечатляют, и если есть время, обязательно зайдите сюда — билет стоит 200–400 рублей. Вообще, в Сортавала можно смело задержаться на день: съездить на настоящем паровозе в карьер Рускеала, посетить музей Северного Приладожья и просто погулять по парку или набережной. Город небольшой — за день все обойдете. Нам же нужно было успеть к вечеру заселиться в гостиницу в Петрозаводске, а еще по пути заехать на водопад Белые мосты, поэтому этот «гештальт» пока оставили незакрытым. На потом для себя приберег еще одну интересную тему: малые гидроэлектростанции Карелии. Десять из них — ныне действующие. Одну из таких ГЭС мы увидели с дороги в поселке Ляскеля, остановились и… не пожалели ни разу! Зрелище бурлящих потоков воды, падающих с шумом на камни, впечатляет. 

Проверка бездорожьем

Водопад Белые мосты, он же Юканкоски, — самый большой в Северном Приладожье: его высота 18 метров, с пятиэтажку. Впервые я здесь побывал в 2021 году, причем добрался на легковушке, хотя нужно было съехать с дороги и где-то километров 10 двигаться по щебенке (отличный тест для подвески) и лесной грунтовке. Сейчас щебенка засыпана отсевом, так что подвеску особо не проверишь, дорога достаточно ровная. А вот лесную часть пути за эти годы успели сильно подразбить тяжелой техникой. Те, кто боится за свою машину, идут к водопадам пешком или пользуются услугами трансфера местных дельцов на старых «Нивах» и УАЗах. Платить за трехкилометровый отрезок по тысяче с носа и трястись в убитом отечественном внедорожнике нам не хотелось. Да и как-то неспортивно это, ведь у нас появилась отличная возможность проверить проходимость Torres!

К водопаду Юканкоски.

Жаль, что фотографии не передают реальной картины бездорожья, но амплитуды на горках-ямках были такими, что несколько раз машину даже удалось вывесить. Впрочем, слегка буксанув, Torres быстро справился с этой ситуацией. А чтобы в дальнейшем не провоцировать пробуксовку, я принудительно заблокировал муфту полного привода, что добавило уверенности в машине. По меркам кроссовера клиренс у Torres немаленький, 195 мм, но отсутствие штатной защиты картера, в сочетании с обилием камней на дороге, требовало осмотрительности. По пути на обочинах попадались другие кроссоверы, чьи владельцы побоялись ехать дальше. Мы же рискнули и доехали, лишь один раз чиркнув рычагом передней подвески о камень! Забавно было видеть на парковке у водопада только две машины: ульяновский «Патриот» и наш Torres…

Водопад «Белые мосты» (Юканкоски).
У водопада только две машины: ульяновский «Патриот» и наш Torres…

Обратная дорога до асфальта заняла гораздо меньше времени — мы уже знали, что машина сможет, и не так сильно осторожничали. На выезде из леса наш кроссовер вызвал интерес у владельца огромного караката. Он никак не мог понять, «что это за джип», ведь никаких эмблем на кузове нет, только надпись KGM на дисках, а внешность действительно напоминает американский вседорожник. Поэтому пришлось рассказать ему про возвращение «корейцев» в Россию («SsangYong? Конечно знаю!») и подарить журнал с тестом KGM Torres.

«Крест скорби».
Часовня Рождества Богородицы, XVIII в., деревня Маньга.

Образцовый тандем

Качество асфальта по пути до Петрозаводска было хорошим и очень хорошим, за исключением небольших отрезков, где обновляли дорожное покрытие, и пришлось потрястись на асфальтовой крошке. На фоне тишины в салоне, стук мелких камушков по днищу выявил отсутствие антигравийного покрытия, так что после покупки низ Torres стоит обработать мастикой. А вот с колесными арками этого делать не нужно — они прикрыты ворсовыми локерами.

На трассе 4,7‑метровый кроссовер оказался живчиком. Даже с тремя пассажирами он уверенно набирал ход, позволяя совершать обгоны быстро и безопасно. Все это благодаря невысокой (относительно размеров) массе машины и слаженному тандему двигателя и трансмиссии. То, как работает 163‑сильный турбомотор в паре с 6‑ступенчатым автоматом Aisin — это песня! Переключение передач происходит плавно и незаметно, а главное, вовремя, чем не могут похвастать китайские одноклассники. При желании можно взять управление трансмиссией в свои руки, выбирая передачи подрулевыми лепестками — есть здесь и такая функция. Но пригодится она разве что для торможения двигателем в горах, а на карельских серпантинах можно было неплохо «зажечь», просто выбрав режим «Спорт».

Шасси Torres настроено отлично — здесь «китайцы» также пока не дотягивают до корейской инженерной школы. Большой руль (со знакомой эмблемой «Двух драконов») с переменным усилием позволяет точно закладывать повороты и не тратить силы, чтобы удержать автомобиль на прямой, что снижает нагрузку на водителя и позволяет проехать не одну сотню километров нон-стоп без усталости. В этом, к слову, помогают и удобные передние кресла с развитой боковой поддержкой — из них реально не хочется вылезать! Также в путешествии понимаешь пользу электронных ассистентов: они не дадут выйти за пределы полосы, если вы случайно отвлечетесь на красоты карельских пейзажей.

Гостиница «Северная», Петрозаводск.

Вепсы и Наполеон

Отдохнув и подкрепившись в Петрозаводске (рекомендуем кафе «Дежавю» в центре города), на следующий день мы отправились к главной цели нашего путешествия — деревне Шелтозеро. Здесь находится музей вепсской культуры, рассказывающий историю местного народа, обитавшего в районе Онежского озера. Пока мы ожидали начала экскурсии, решили заглянуть под капот Torres. Моторный отсек скомпонован удачно: в нем не тесно, все узлы в открытом доступе. Масляный фильтр в картридже находится на самом видном месте — заменить его самому не составит труда. Так что после окончания гарантии, ТО можно проводить самому. В светодиодных блок-фарах нашли пакетики с силикой, вроде тех, что кладут в коробки с обувью, — она предотвращает запотевание. Мелочь, а приятно.

В музее нам рассказали не только про быт и историю вепсов, но и про расположенное неподалеку месторождение малинового кварцита — единственное в мире. Ну, конечно же, мы туда поехали! А по пути зарулили на берег Онежского озера. Песчаное дно, чистейшая вода и пустынные берега без отдыхающих — такое на Ладоге уже встречается редко. Здесь же, в силу удаленности от Питера, пока медвежий угол. На сам карьер проехать нельзя, но возле него полно отвалов — на сувениры кварцита можно набрать сколько душе угодно. И хвастаться потом своим уловом, рассказывая, что из этого минерала сделана оболочка гроба Наполеона, выставленного в парижском Доме инвалидов. Кстати, долгое время в туристических брошюрах было указано, что кварцит для гроба добыли в Финляндии, и чтобы исправить эту неточность, директор Национального музея Карелии в Петрозаводске (сходить в него рекомендуем обязательно) потратил несколько лет. Он добился своего: французы сдались, упоминание про Финляндию убрали, но про Россию писать, увы, не стали…

С другой стороны

Посетив все запланированные карельские достопримечательности, домой мы возвращались уже по Мурманскому шоссе, с другой стороны Ладоги. Качество асфальта здесь также отличное, но дорога скучная: не хватает карельских серпантинов! Да и трафик плотнее, больше фур. Тем не менее и на этом отрезке пути есть что посмотреть. Например, Горчаковщинский водопад на реке Волхов. Конечно, он впечатляет не так сильно, как водопад Белые мосты, но тоже хорош. Нехорошо другое: само место абсолютно не ухожено — нет ни мостков, ни лестницы. Можно было все сделать за сущие копейки и привлечь сюда еще больше туристов. Но, видимо, это никому не нужно…

Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь.
Горчаковщинский водопад.

Неподалеку от Горчаковщинского водопада находится крепость Старая Ладога — в нее мы тоже заехали. Масштабная реставрация здесь началась 10 лет назад и идет до сих пор. По сути, крепость XV века отстроили заново. Билеты в нее стоят от 60 до 450 рублей. Мы взяли самый дешевый, в который входит посещение комплекса и одной из башен, — этого оказалось вполне достаточно, чтобы получить впечатление о самой крепости, да и в целом понять, что здесь было много веков назад. Ну и финальным культурологическим аккордом нашего путешествия стал Александро-Свирский монастырь. Если, как и мы, будете здесь в начале июля, сможете купить у местных спелой морошки и грибов. 

Старая Ладога.

По пути до Питера найдется еще немало интересных мест, куда можно заехать, но за один раз объять все невозможно. Главную задачу мы выполнили — трехдневное путешествие получилось насыщенным и интересным. Мы отлично провели время и при этом смогли оценить Torres на дорогах с разным типом покрытия и бездорожье. Везде корейский кроссовер показал себя на высоте: он прекрасно приспособлен для дальних поездок, не привередлив к качеству топлива, а самое главное — очень комфортабелен. На нем можно проехать полтысячи километров и практически не устать. При этом высокий клиренс и полноприводная трансмиссия делают машину «универсальным бойцом», готовым к любым дорогам и направлениям. Кстати, наличие полного привода и зимнего пакета с подогревами всех сидений и руля дают повод съездить на Torres в Карелию еще раз — уже осенью или зимой. В разное время года этот край прекрасен по-своему.

Единицы хранения

Посещение Вепсского этнографического музея в Шелтозере — единственного в России, целиком посвященного материальной и духовной культуре вепсов, — оставило положительные впечатления. Об истории и культуре северного малочисленного народа нам рассказала директор музея Наталья Александровна Анхимова. Экспозиции расположены в традиционном вепсском доме постройки середины XIX века — купца Мелькина, артель которого принимала участие в строительстве Троицкого моста в Петербурге.

Современные вепсы являются потомками древнего племени весь. Первые упоминания о нем встречаются еще в записях путешественников VI века, а в русских летописях — с IX века. Расселение прибалтийско-финских племен происходило между реками Волховом и Свирью, откуда древние вепсы стали передвигаться на северо-восток, обустраиваясь по берегам в сторону Белого озера. Позже определилась основная территория обитания — Межозерье.

Уединенный образ жизни способствовал образованию своего уклада, самобытной культуры и религии. Долгое время для вепсов была характерна языческая вера. С началом набегов славян на север, представители Новгорода поняли, что народ здесь живет сам по себе, и обложили его данью. Началась масштабная колонизация. В восточном Обонежье и Заволочье вепсы ассимилировались со славянами. Но, несмотря на это, население Межозерья и юго-западного Прионежья сумело сохранить свой язык и культуру. Даже после православной христианизации люди здесь продолжали жить с устоявшимися веками обычаями, почитая духов: леших, водяных, домовых. Они делали жертвоприношения животных, поклонялись предкам, земле и деревьям — существовали так называемые святые рощи. Большую роль в жизни вепсов играли арбуи — жрецы, выступавшие посредниками в общении людей с духами, местные колдуны и предсказатели. 

Наталья Александровна тоже принадлежит к этому малочисленному народу, поэтому прекрасно разбирается в истории и проблемах своего края. Говорили о нюансах перехода от язычества к христианскому православию, местной кухне и национальных костюмах, вопросе письменности, тотальном уничтожении книг на вепсском языке в 1930‑х годах. Также мы ознакомились с выставкой современного искусства вепсов. В Шелтозере показано много интересных экспонатов. Кстати, сами работники музеев не любят это определение, предпочитая называть их единицами хранения.

В Национальном музее Республики Карелия нас встретил его директор Михаил Леонидович Гольденберг. Великолепный рассказчик с тонким чувством юмора, настоящий интеллигент, целиком предан своему любимому делу. Он провел для нас персональную экскурсию, показав самые интересные экспонаты и рассказав о петроглифах и истории Петрозаводска, включая факты о незаслуженно забытом Григорьеве Григории Григорьевиче, олонецком губернаторе конца XIX в., который сделал много полезного для города. Мы также узнали о производстве пушек в XVIII веке и Марциальных Водах, где Петр I поправлял свое здоровье. Михаил Леонидович сетует, что в музее выставляется лишь 2 % единиц хранения, а хочется показать побольше…

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала директору Вепсского этнографического музея Наталье Александровне Анхимовой и директору Национального музея республики Карелия Михаилу Леонидовичу Гольденбергу, а также бренду KGM за предоставленный автомобиль.

Читать продолжение в источнике: 5 Колесо
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'