Поначалу, первая половина 2025 года на российском автомобильном рынке была полна неожиданных перемен. Цены на новейшие машины в первый раз за долгое время начали снижаться, а автодилеры активно вводили скидки и спецпредложения. Но уже к лету ситуация может кардинально поменяться — эксперты прогнозируют рост цен и сокращение скидок. Чем обусловлены эти изменения и к чему стоит приготовиться покупателям — расскажем ниже.
Глава аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков считает, что цены на новейшие автомобили в ближайшие два-три месяца останутся примерно на текущем уровне. Однако скидочные программы, которые сегодня действуют у многих производителей, будут постепенно сворачиваться.
"По мере полной распродажи стока 2024 года уйдут и все максимально выгодные предложения", — пояснил он.
Похожее мнение у президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина. По его словам, скидки в основном касались автомобилей 2023-2024 годов выпуска, которые уже практически распроданы.
"Сейчас период скидок заканчивается, и рынок ждет повышение цен", — отметил он.
Максим Агаджанов, управляющий директор группы "Альфа-Лизинг", уточняет, что дилерские запасы прошлогодних машин исчерпаются примерно к середине лета. Вслед за этим прекратят действовать и специальные условия покупки.
"К июлю можно ожидать рост цен в среднем на 10-15%", — прогнозирует он.
Несколько факторов могут подтолкнуть стоимость новейших автомобилей к росту.
Во-первых, курс рубля — по мнению Агаджанова, укрепление иностранных валют (доллара и юаня) приведет к увеличению цен на импортируемые машины. При этом отечественные автомобили подорожают меньше — примерно на 7-9%.
Во-вторых, повышенные ставки утилизационного сбора также отразятся на цене. Президент НАС Антон Шапарин отмечает, что главный вопрос — кто возьмет на себя эту нагрузку: потребитель или дистрибьютор.
Генеральный директор по продажам новейших автомобилей компании "Авилон" Ренат Тюктеев считает рост цен неизбежным и без учёта этих факторов. По его прогнозу, цены могут повыситься на 3-4%. Он напоминает, что средневзвешенная стоимость новейших машин без пробега в этом году уже упала на 7% из-за борьбы с избыточными запасами и мер поддержки спроса.
Александр Николаев, заместитель директора департамента продаж Major Auto, подтверждает, что подорожание уже началось и будет проходить постепенно. По его словам, повышение коснется тех моделей, у которых запасы сокращаются, а там, где стоки большущими — цены останутся прежними.
Главная проблема 2025 года — затоваривание складов. Именно из-за этого дилеры вводили скидки и снижали цены. Но, по подсчетам Сергея Целикова, к середине лета основные остатки машин прошлых годов будут распроданы на 80-90%.
Александр Николаев отмечает похожий уровень распродажи: около 80% запасов уйдет в летние месяцы, но некоторые модели могут остаться непроданными и к концу года.
Ренат Тюктеев добавляет, что импорт новейших легковых автомобилей за первые 4 месяца 2025 года упал на 60% по сравнению с прошлым годом. Это помогает производителям и дилерам контролировать запасы и избегать переизбытка.
"К маю уровень складских запасов нормализовался. Сейчас у импортеров около трех-четырех месяцев запасов. Это значит, что летом может возникнуть небольшой дефицит, и скидки начнут исчезать уже через месяц-полтора", — уточнил он.
Невзирая на ожидания повышения цен, эксперты смотрят в будущее с оптимизмом.
Сергей Целиков прогнозирует, что в мае продажи новейших автомобилей могут немного снизиться — до 80-90 тысяч штук, но потом пойдет рост.
"Второе полугодие может стать гораздо успешнее первого", — говорит аналитик.
Ренат Тюктеев тоже уверен в восстановлении рынка, но оно наступит не раньше второй половины года, когда спрос поднимется из-за снижения ключевой ставки и отложенного спроса.
Генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский считает, что оживление начнется уже в мае, но летние месяцы могут стать традиционно менее активными. Впрочем, осенью ситуация может улучшиться благодаря стабилизации курса рубля и появлению положительных внешних факторов.