
Как можно спасти кладбище, ликвидация которого приравнивается к уничтожению данных о нескольких поколениях южноуральцев? За это нелегкое дело берутся некрополисты, которые на добровольных началах проводят оцифровку захоронений. Для чего погосты Ашинского района расчертили красными лентами?
"Цивилизация нам дала реальную возможность сохранить память о предыдущих поколениях, оцифровать, оставить в вечности, за это нелегкое дело берутся некрополисты", – говорит корреспондент Андрей Дубынин.
Москвички Полина Манойло и Ирина Шаймухамедова эти майские праздники решили провести на кладбище. Девушки, некрополисты — приверженцы весьма редкого и своеобразного хобби, которое заключается в работе с захоронениями, оцифровкой кладбищ и составлением списка погребенных. Полина родилась в Уфе.
Но интерес к своему генеалогическому древу, поиск зацепок, в конечном итоге привел девушку в Ашу, где жили когда-то ближайшие родственники. На ее счету это уже третий оцифрованный некрополь, который в плане порядка оставляет желать лучшего. Продираться к могилам приходиться через поваленные деревья не без помощи вызвавшихся помочь родственников.
"В моем случае оцифровка началась с того что я просто сильно разозлилась на ситуацию, которая творится на кладбище в Аше и не только в Аше, здесь похоронены мои предки и, соответственно, та ситуация, которая происходит, просто не дает возможности найти своих предков", – говорит Полина Манойло.

Оцифровка некрополей – дело важное. Некрополисты просто фотографируют, ничего не копают и не ломают. Проводится индексация объекта и кладбище в его цифровом виде, по сути, становится единственной возможностью узнать, кто и где похоронен.
"Индексация — это когда мы всю информацию, которая написана на могилах, переносим в текстовый вид, ФИО, даты жизни, все, что сохранилось. Помечаем, есть ли фотография, и таким образом любой желающий может открыть эту табличку и по ключевому слову, например, по своей фамилии найти своих предков", – делится Полина Манойло.
Процесс оцифровки, кажущийся простым, весьма трудоемкий, сигнальной лентой кладбище разбивают на секторы, каждый блок отмечается координатами.
Ирина Шаймухамедова родилась и выросла в Симе, позже переехала в Москву и уже более пяти лет как стала некрополистом. Это уже ее седьмой отпуск, проведенный на кладбищах. Ирина отмечает, желающих присоединиться с каждым годом все больше.
"Во многих регионах России люди на добровольных началах цифруют кладбища и создают такие базы отдельно по каждому региону у нас задача сделать базу по Ашинскому району", – говорит Ирина Шаймухамедова.
Одобряют работы волонтеров и сами жители, считая это дело нужным и своевременным.
"В таких маленьких городах как Миньяр нет статистики кладбищ, поэтому очень большое дело делают эти люди, которые переводят в электронную форму все данные с таких кладбищ", – говорит жительница Миньяра Лариса Колтуненко.
Доступ к таким базам бесплатный. Главная задача некрополистов – чтобы оцифрованное захоронение осталось на века. Поэтому свое волонтерское движение они так и назвали – "Вечные Кладбища".
Добровольцы в Челябинской области оцифровывают кладбища
Подпишитесь и читайте новости "Вести Южный Урал" там, где удобно: Telegram, ВКонтакте