Южноуральцы смогли побывать на уникальном производстве в городе Великий Устюг, на заводе "Северная чернь", и своими глазами увидеть все этапы старинного русского искусства чернения по серебру. Основным поставщиком сырья для изготовления украшений, посуды и икон является завод Русской медной компании из Челябинской области. Как хранят секреты ювелирного производства, которым более трех веков?
Холодный блеск металла завораживает. Именно серебру приписывают магические свойства. Но, чтобы создавать такие изделия, используют не волшебство, а науку.
Долгий путь от шлама до готового ювелирного шедевра начинается на одном из южноуральских предприятий РМК. Здесь в результате сложных процессов добывают драгоценные металлы, в том числе серебро.
"Где под воздействием тока сплав растворяется в электролите. На катодах оседает серебро. Кристаллы напоминают блестящий песок."
Гранулы серебра и отправляют на родину Деда Мороза. В Великом Устюге на заводе "Северная чернь" уже больше 300 лет хранят секреты уникального искусства, которое зародилось еще в Древнем Риме.
"Промысел – чернение по серебру на Русь пришел очень давно, более тысячи лет назад с Востока. Первые документальные упоминания о великоустюжских мастерах – это 1683 год. То есть в конце XVII века на нашей земле промысел зародился", – отмечает экскурсовод Надежда Амосова.
А в наше время создание ювелирных изделий отличается разве что механизацией некоторых процессов, но по-прежнему труд на заводе преимущественно ручной. Сначала серебряные гранулы соединяют с медью и плавят. Получается прочный металл 925 пробы, с которым уже можно работать.
Из серебряных слитков катают пластины нужного размера. В штамповочном цехе они обретают форму будущего изделия. К примеру, кувшин сварен из трех частей. После выравнивания всех швов он отправляется к гравировщикам. Но сначала не него наносят рисунок. Технология проста и используется веками.
"Есть изделия, есть копирочка. На изделие будем наносить копоть. Наносится при помощи свечки, большие изделия — при помощи керосиновой лампы. Вот это появляется копать черная. Многие приходят, говорят, что XXI век, а вы тут со свечами. Но другим образом эту копать нам не получить", – комментирует мастер ЗАО "Великоустюгский завод "Северная чернь" Ольга Шергина.
Благодаря копоти на любое изделие при помощи копирки и переносится рисунок. А потом в дело вступают женщины с сильными руками. Острым штихелем, он похож на иголку, вот уже четверть века ловко управляет Людмила Моисеева. Гравер признается, приходится прикладывать немало усилий, чтобы вырезать точные линии в металле.
"Целый кувшин я делаю больше двух дней. Если больше кувшин, то дольше делаю. Неделями делаем", – говорит гравер ЗАО "Великоустюгский завод "Северная чернь" Людмила Моисеева.
Столько времени не было у южноуральцев, которые посетили экскурсию на заводе "Северная чернь". Но и им удалось своими руками сделать небольшой серебряный презент.
"Если мы посмотрим на снежинку, видим белые линии, мы по этим белым линиям будем вырезать".
У некоторых снежинки не совсем получились, что только добавило им эксклюзивности. А на заводе за качеством следят тщательно, и только проверенные изделия, которые уже одели в узор, попадают на черневой участок, где и закладывается на рисунок чернь. И это вовсе не секретный состав. Смесь готовят из серебра, свинца, меди и серы. А вот как именно варят чернь, тайна за семью печатями.
"Это температурный, временной режим, соотношение компонентов — все это заключается в нашу тайну. Мастера, которые имеют к этому отношение, несут уголовную ответственность", – делится экскурсоводНадежда Амосова.
Таких мастеров на заводе только двое, и варят они чернь пару раз в год большими брикетами. Затем по необходимости небольшими кусками ее превращают в жидкий состав и наносят на изделия. И только потом чернь плавят при температуре 650 градусов. Мастер должен контролировать, чтобы чернь заполнила каждый рубчик рисунка, но при этом не закипела.
Таким образом, чернь остается в рисунке, получается металл в металле, который так и притягивает любителей ювелирных изделий. Предприятие выпускает более двух тысяч наименований в год.
И они пользуются популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом. И стоят, нужно отметить, такие ювелирные шедевры недешево. За уникальную технологию и ручной труд некоторые ценители готовы выложить сотни тысяч и больше.
К примеру, матрешка, на изготовление которой ушло полтора года, стоит больше трех миллионов рублей.
Уральское серебро в Великом Устюге превращают в шедевры ювелирного искусства
Подпишитесь и читайте новости "Вести Южный Урал" там, где удобно: Telegram, ВКонтакте