Fastelavn (от Vastel-avent — «вечер перед великим постом») отмечается перед началом Великого поста. Следует отметить, что норвежская масленица, как и многие другие праздники, совмещает в себе как христианские, так и языческие традиции. Многие обряды сохранились с древнейших времён, когда народ отмечал праздник весны.
Норвежская «масленичная неделя» традиционно состоит из трёх дней: fleskesondag — буквально «жирное воскресенье» (или «масленичное воскресенье» — fastelavnssondag), fleskemandag — «жирный понедельник» (или blamandag — «выходной день») и hvitetirsdag — «белый вторник» (или feitetirsdag — «жирный вторник»). Как явствует уже из названий, в эти дни полагалось потешить себя жирной, обильной пищей. Это была своего рода «последняя поблажка» перед долгим воздержанием. С другой стороны, такое «объедание» имело ритуальную функцию, связанную с плодородием. Предаваясь чревоугодию, крестьяне, тем самым, как бы «закликали» грядущий обильный урожай, чтобы на следующий год они могли так же вкусно и сытно поесть.
Особенно это касалось последнего дня масленицы — «жирного вторника». В этот день полагалось наедаться до отвала. На стол подавалось все самое лучшее и сытное: мясо, сало, молочные продукты (отсюда другое название «жирного вторника» — «белый вторник»). Подчеркнуто ритуальный смысл имело вкушение бутерброда с маслом: чем больше от него откусывали — тем больший ожидался урожай. При этом женщины приговаривали: «Пусть серп пожнет столько же, сколько я откусила!», а мужчины: «Пусть топор и коса кусают так же хорошо, как я укусил!».
Древнее происхождение имеет и другой масленичный обычай — хлестание «масленичной веткой» (fastelavnsriset). Ветка — как правило, березовая — оборачивается цветной бумагой и украшается бумажными цветами, перьями или позолоченными ягодами. С этой веткой принято было ходить по домам и хлестать «сонь», стягивая с них одеяла, не жалея сил, с песнями и прибаутками. «Наказуемый» должен был откупаться заранее приготовленными булочками.
Существовал также обычай, когда парни с утра врывались в дома к девушкам и «будили» их при помощи той же масленичной ветки. Этот обряд, имевший подчеркнуто эротический характер, также пришел из языческой древности.
Кроме того, во время масленичных празднеств были широко распространены игры с оружием, воинские поединки и ритуальные перебранки. Затевался обрядовый бой между зимой и летом, неизменно завершавшийся победой теплого времени года.