Одна из величайших балерин двадцатого века никогда не спорила с тем, что для сохранения фигуры нет лучшего способа, чем сильно ограничить себя в еде. Ее знаменитую фразу — «Не жрать! Более действенного способа быть в форме еще не придумали» - слышали, наверное, все. Во времена Советского Союза была очень популярна так называемая «диета Майи Плисецкой», которая, как гласит легенда, помогала сбросить десять килограммов за две недели.
Однако в одном из своих интервью Плисецкая признавалась, что никогда не сидела на диетах. Хотя ее супруг Родион Константинович Щедрин частенько контролировал ее питание.
«Он у меня просто вырывает кусок изо рта, если тот лишний, с его точки зрения! Хватит, говорит» – смеялась Майя Михайловна.
Балерина всегда была любительницей поесть, но вполне могла обходиться без сладкого. А вот без соленого – тяжеловато. Особенно ей нравилась хорошо приготовленная селедочка, любила и сосисочки под пиво, просто обожала хлеб с маслом, даже говорила:
«Это лучшее, что придумали люди».
Высказывание балерины о том, что она «сидит не жрамши» разошлось в прессе после интервью одной парижской журналистке. Плисецкая вспоминала, что эта журналистка донимала балерину именно вопросами о питании, режиме, и Плисецкая в конце концов в шутку ответила:
«Сижу не жрамши!»
Андрей Вознесенский прочитал это интервью в французском журнале и использовал в «Портрете Плисецкой». Позже балерина поясняла:
«Не жрать! Более действенного способа еще не придумали. Это больше в теории. А в жизни можно всё, но понемногу» — именно так целиком звучит знаменитый совет великой балерины всем, кто хочет поддерживать идеальную фигуру.
Надо сказать, что не только фигура Майи Михайловны вызывала восхищение: многие женщины мечтали узнать секрет ее особого шарма, элегантности. Близкие люди, а также журналисты, побывавшие у нее дома и видевшие Плисецкую в неформальной обстановке, говорили, что она и дома всегда выглядела безупречно.
На вопросы о том, как ей это удается, балерина приводила в пример своего любимого кутюрье Пьера Кардена:
«Он от природы элегантен, поэтому он и своих клиентов одевает элегантно. Поэтому я уже много лет одеваюсь только у него. Он фантастически чувствует стиль».
А еще утверждала, что врожденная элегантность – ничто без вкуса и знаний. И рассказывала историю все о том же Кардене, одежде которого неизменно отдавала предпочтение.
Однажды, готовясь к съемкам фильма-балета «Фантазия» Анатолия Эфроса по мотивам повести Тургенева «Вешние воды», Майя Михайловна обратилась к знаменитому кутюрье с просьбой изготовить для нее костюмы. Плисецкая признается, что сомневалась, знает ли Карден, кто такой Тургенев, но модельер-итальянец сильно ее удивил. Он ответил:
«Вешние воды» — это 1840-й год».
И сделал даже несколько костюмов, не взяв за это ни копейки.
«Он знал, что я не могу заплатить: каждый костюм стоил как машина. Они сейчас в разных музеях» — рассказывала Плисецкая с благодарностью за эти поистине царские подарки.
У Плисецкой не было любимых расцветок или фасонов в одежде, любила разные цвета, но считала, что с зеленым цветом сочетается абсолютно все, ведь не зря Господь сделал цветы разноцветными, но у всех цветов – зеленые листья. А вот к моде относилась прохладно: утверждала, что одеваться модно можно как хорошо, так и плохо. К примеру, небритость мужчин не переносила, хотя это и считается модным.
Интересным было отношение Майи Михайловны к неизбежному старению и морщинам. Она воспринимала свои морщины очень спокойно, считала, что от них никуда не деться, а над рассказами о самых разных чудодейственных кремах от морщин только смеялась.
«Это, знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: видно — ухожено оно или запущено».
И поясняла, что красоты в старости и морщинах она не видит, но молодящийся старичок или старушка казались ей просто смешными. Со смехом рассказывала, что на знаменитом фото с Кеннеди в Белом доме она была совсем без макияжа.
«На знаменитой фотографии у меня совсем нет макияжа — мне тогда это и в голову не приходило. Мы же нутряное сало покупали на рынке, чтобы снимать грим, — ничего в магазинах не было!»
А еще балерина признавалась, что всегда была довольно ленивой, никогда не делала что-то «через не могу», ставила в приоритет артистичность. Поэтому одним из главных правил ее жизни было «Не перегружать себя!» Именно благодаря своей нелюбви к тренировкам ей удалось сохранить, по ее собственным словам, «неизмученные ноги». Но движение и развитие считала главным условием для поддержания как умственной, так и физической формы.
А еще она не верила в судьбу. Считала, что человеку подвластно все, если он никогда не сдается, идет вперед и стоит на своем.
«До последнего мига боритесь... Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба».
Поэтому никогда и ничему не завидовала. Считала, что завидовать ей нечему.
«Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»
Плисецкая, по ее собственному признанию, была человеком, напрочь лишенным азарта, считала, что все хорошо в меру. Но если ее пытались спровоцировать на сцене, чтобы она стушевалась, никогда этого не спускала: «Они пасовали, а не я!»
Вот такая удивительная была женщина, очень женственная, но сильная, мудрая, но чуждая стремления к доминированию, всемирно известная, но совершенно не стремящаяся к роскоши. И просто незабываемая.
«Если бы у меня был миллион, я бы не знала, куда его деть! Намного важнее оставить после себя память». (М.Плисецкая)