Иногда говорят: «Случайности неслучайны», и, вчитываясь в биографию великого русского художника Ильи Репина, охотно в это веришь. На жизненном пути Ильи Ефимовича случайности встречались достаточно часто, но каждая из них слово вела к закономерному итогу, словно становилась очередной ступенькой той лестницы, по которой художник восходил к славе и признанию. О таких случайностях в жизни Репина мы сегодня рассказываем.
Чудесный арбуз
Именно с арбуза начался талант Репина, вернее, его вдохновение цветом, красками, живописью. Однажды в дом к Репиным двоюродный брат художника Трофим Чаплыгин принес акварельные краски. Перед мальчиками лежала книга Азбуки, иллюстрированная черно-белыми картинками. На первой странице был нарисован арбуз, и вот эту картинку Трофим раскрасил своими красками, чем очень впечатлил маленького Репина. Сам Илья Ефимович говорил позже, что был потрясен, увидев, как с помощью красок арбуз словно «оживает» на бумаге, обретает яркость и сочность.
Репин рассказывал:
«Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни».
Тогда будущий художник увидел, как с помощью красок можно преображать мир вокруг, и эта идея оставалась для него вдохновляющей всю оставшуюся жизнь.
Пример Крамского
Илья Репин с юности был талантлив: поначалу учился в школе топографов, но когда ее закрыли, поступил на работу в иконописную мастерскую к художнику И. М. Бунакову. Талантливого ученика иконописца вскоре заметили, ему посыпались заказы от подрядчиков-строителей, его нанимали как живописца и позолотчика, достаточно хорошо платили за работу, так что Репин вскоре примкнул к кочевой иконописной артели, где зарабатывал по 25 рублей в месяц. И вот в составе этой артели однажды Репин приехал в Острогожск, родной город художника Крамского. Жители городка очень гордились своим земляком, который к тому времени уже был удостоен золотой медали за картину «Моисей источает воду из скалы» и учился в Академии художеств, и охотно рассказывали об этом Репину. Илья Ефимович настолько был вдохновлен примером Крамского, что все лето копил деньги, а осенью отправился в Петербург.
«Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника», И. Н. Крамской, 1882, Государственный Русский музей, общественное достояние
Позже, познакомившись с Крамским лично, Репин относился к нему как к своему наставнику, приносил ему на оценку свои эскизы, всегда принимал во внимание советы Ивана Николаевича, а в своих воспоминаниях называл Крамского своим учителем.
Случайный гонорар
Репин в молодости постоянно испытывал нужду в деньгах. Даже его поступление в Академию художеств оказалось под угрозой из-за тяжелого финансового положения. Поначалу в поступлении ему попросту отказали: некий конференц-секретарь Академии по фамилии Львов, посмотрев работы Репина, обвинил его в неумении создавать штрихи и тени и в отсутствии владения штриховкой, поэтому Репин был вынужден жёстко экономить, чтобы ему хватало на оплату крохотной комнатки в мансарде и учебы в рисовальной школе, где вскоре он стал одним из самых успешных учеников. Когда же, улучшив свои умения, он попытался поступить в Академию второй раз и блестяще сдал вступительные экзамены, выяснилось, что за право присутствовать на занятиях ему необходимо заплатить взнос в размере 25 рублей. Денег таких у Репина, конечно, не было. Он обратился за помощью к руководителю почтового департамента Фёдору Прянишникову, и тот помог начинающему живописцу, заплатив за него эту сумму.
Но на этом злоключения Репина не закончились: работая над картиной «Воскрешение дочери Иаира», которая впоследствии принесла Репину большую золотую медаль, он вновь столкнулся с нехваткой средств, которые требовались в ходе подготовки к написанию картины.
По словам самого художника, чтобы хоть немного заработать, он написал жанровую картину о том, как студент, готовясь к экзамену, наблюдает в окно за девушкой, живущей напротив. Он отнес эту картину в комиссионный магазин Тренти, и картина была продана настолько прибыльно, что окупила все расходы и на холст, и на краски. Репин вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!».
Бурлаки на Неве
Случай подсказал Репину и сюжет для одной из самых его знаменитых картин – «Бурлаки на Волге». Однажды, работая на этюдах на берегу Невы, он увидел бурлаков, тянущих на лямках плоты. Художника потряс тот контраст, который вырисовывался между людьми, выполнявшими тяжелейшую работу, и праздно гуляющими по берегу и веселящимися горожанами. В тот же вечер, вернувшись к себе в квартиру, Репин набросал несколько эскизов с изображением «тягловой живой силы». Занятость в Академии не давала ему полностью погрузиться в написание картины, но он постоянно думал об этой идее, она не давала ему покоя.
«Бурлаки на Волге», И.Е.Репин, 1870—1873, Государственный Русский музей, общественное достояние
Но до конца созрела идея картины во время путешествия по Волге, куда он отправился с друзьями и братом. Его впечатляло все: быт местных жителей, эпический размах волжских пейзажей, но однажды он встретил человека по фамилии Канин и понял, что это – идеальный тип для его будущей картины — «совершеннейший тип желанного бурлака». Этого человека Репин изобразил на картине в первой тройке, у него «голова повязана грязной тряпицей».
Репин позже писал об этом:
«Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости. Он был извещён заранее и, как все серьёзные люди, позировал серьёзно: умело выносил непривычное положение и легко приспособлялся, без помехи ко мне».
Именно за это, в числе прочего, больше всего оценили картину «Бурлаки на Волге» — за то, что каждый герой полотна несет на себе печать индивидуальности.
Ученик Серов
Одного из самых талантливых учеников к Репину тоже привел случай: художник впервые увидел мальчика Валентина Серова, когда тому было всего 6 лет. Тогда умер отец будущего художника, композитор Александр Серов, и Репин пришел в дом к Серовым, чтобы поддержать семью. Впоследствии, когда Илья Ефимович какое-то время жил в Париже, где снимал мастерскую, вдова Серова с сыном тоже жили там, на бульваре Клиши, и мальчик часто приходил в мастерскую Репина и проводил там много времени. Когда ребенку исполнилось 15 лет, вдова Серова попросила Репина взять мальчика к себе в семью, и Серов несколько лет воспитывался в семье Репина наравне с его собственными детьми. Тогда Репин и заметил у Серова тонкий художественный вкус и необыкновенное усердие.
Художник вспоминал:
«Днём, в часы досуга, он переписывал все виды из окон моей квартиры: садики с берёзками и фруктовыми деревьями, построечки к домикам; всё с величайшей любовью и невероятной усидчивостью переписывал мальчик Серов, доводя до полной прелести свои маленькие холсты масляными красками».
Однажды, работая над этюдами возле монастыря близ Абрамцева, Репин обратил внимание на то, как мастерски Серов изобразил горбуна (позже этот типаж был использован в картине «Крестный ход в Курской губернии»). Тогда он понял, что Серов созрел для поступления в Академию художеств, и лично хлопотал за него и его поступление на курс профессора Павла Чистякова, которого считал умным, тонким педагогом.
Портрет княгини З. Н. Юсуповой, В. А. Серов, 1902, Государственный Русский музей, общественное достояние
Конечно, подобных случайностей в жизни Ильи Репина было немало, но сами по себе они стали лишь счастливыми искрами, которые помогли разгореться настоящему таланту, а мастерство стало следствием напряженной каждодневной работы над собой и стремления развиваться, брать новые высоты каждый день – до самого конца своей жизни.