Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Лермонтов-поэт известен всему миру, но сегодня хочется поговорить о его живописных работах, ведь этот талантливый человек не просто увлекался живописью — он был очень одаренным в этом плане. Аким Павлович Шан-Гирей, его троюродный брат и близкий друг, свидетельствовал, что с самого детства Лермонтов проявлял талант к живописи: «...уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...». Рисовать будущего поэта-классика учил художник Александр Солоницкий во время подготовки к поступлению в пансион, учил Петр Заболотский, который сам написал два портрета Лермонтова. Его работами восхищались, Александра Верещагина в своих письмах просила: «умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею [Лопухину], очаровательна».
Автопортрет М. Ю. Лермонтова, 1837, общественное достояние
Кисти Михаила Юрьевича принадлежит тринадцать живописных работ, многочисленные акварели и рисунки. Среди них есть картины на военную тему, пейзажи, портреты и карикатуры, есть как полноценные жанровые сцены, так и рисунки или наброски без сюжета, есть также и автоиллюстрации.
Сегодня хотелось бы остановиться на двух самых, пожалуй, интересных из его живописных работ.
«Герцог Лерма»
Этот портрет Лермонтов написал для Алексея Лопухина. Портрет, скорее, не реального человека, а образ, который пришел к Лермонтову во сне. Лермонтов считал, что увидел во сне своего далекого предка.
Герцог Лерма, М.Ю. Лермонтов, 1833, общественное достояние
Дело в том, что происхождение рода Лермонтовых служило почвой для всевозможных семейных преданий и легенд. Официальной версией было то, что род поэта вел свою историю из Шотландии, от мифического барда-пророка Томаса Лермонта. Потомок этого барда, поручик польской армии Георг Лермонт в 1613 году был захвачен в плен в сражении за крепость Белую, когда польско-литовский гарнизон капитулировал. Войска Дмитрия Пожарского схватили поручика и вместе с остальными «бельскими немцами» направили служить царю Михаилу Федоровичу. Став православным, Лермонт стал Юрием Андреевичем, а фамилию свою изменил на «Лермонтов». В современной Великобритании род Лермонт существует до сих пор, и были даже попытки проверить эту версию происхождения рода Лермонтова с помощью анализа ДНК, но доказательств родства установить не удалось.
Однако, в семье Лермонтова существовало и предание, что род идет от испанского государственного деятеля, герцога Франсиско Лермы, который жил в начале 17 века. Он был всемогущим фаворитом короля Филиппа III и ведал по поручению короля всеми государственными делами. Поскольку одна из дочерей герцога была выдана замуж за герцога Медина-Сидония и стала матерью будущей португальской королевы Луизы, то если следовать этой версии происхождения рода Лермонтовых, то наш поэт-классик являлся родственником большинства португальских королей.
Сам Лермонтов верил, видимо, в обе версии происхождения своей фамилии.
Шотландии он посвятил свое стихотворение «Желание». Там есть такие строчки:
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
На древней стене их наследственный щит,
И заржавленный меч их висит.
Я стал бы летать над мечом и щитом
И смахнул бы я пыль с них крылом;
И арфы шотландской струну бы задел,
И по сводам бы звук полетел…
Ну а испанского предка, увиденного во сне, он изобразил на портрете, а также затронул эту тему в драме «Испанцы».
Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы»
Эта акварель интересна не только тем, что имеет отношение к вышеупомянутой драме «Испанцы», которая, как теперь понятно, имела для Лермонтова особое значение. Интересна она и тем, что на этом портрете поэт изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину, женщину, сыгравшую в его жизни очень большую роль. Она жила по соседству с Лермонтовым в Москве, на Малой Молчановке, и чувства поэта к Вареньке были настолько глубоки, что он пронес их через всю свою недолгую жизнь.
«Эмилия, героиня драмы „Испанцы“», М. Ю. Лермонтов, 1831, общественное достояние
Варвара Александровна Лопухина имела одну из самых роскошных родословных в России: отец – предводитель дворянства Александр Лопухин, мать – Екатерина Верещагина. Ее старшие брат и сестры тесно дружили с Лермонтовым, а сама Варвара познакомилась с ним в 1831 году, когда из имения девушку привезли в Москву. Их чувства вспыхнули с первого взгляда, они были взаимными, и в творчестве Лермонтова есть немало произведений, посвященных Вареньке.
Но брак их был невозможен: семья Лопухиных категорически тому воспротивилась, особенно отец девушки. Интересно, что против брака категорически выступила и сестра Вареньки, близкая подруга Лермонтова Мария Лопухина. В итоге Вареньку выдали замуж в 1835 году за богатейшего помещика, действительного статского советника Бахметева, который был старше девушки на 17 лет. Их венчание могло стать прототипом картине Василия Пукирева «Неравный брак».
Внучатая племянница Лопухиной О.Трубецкая писала, что решение об этом браке стало делом случая: 37-летний Бахметев ездил по московским балам, присматривая себе невесту, и не мог остановить свой выбор ни на одной девушке, просил судьбу подать ему какой-нибудь знак. С такими мыслями он приехал в Дворянское собрание на бал, и, когда поднимался по лестнице, мимо пробежала девушка, обгоняя его, и зацепилась своим шарфом за пуговицу на его фраке. Пока распутывали бахрому шарфа, Бахметев решил, что это и есть знак судьбы.
Конечно, для Вареньки это сватовство было ударом, хотя жених и был очень состоятельным человеком с безупречной репутацией. Для Лермонтова известие о свадьбе Вареньки стало катастрофой: он не признавал ее новую фамилию, высмеивал ее супруга в своих произведениях, да и Бахметев в долгу не оставался – запрещал жене даже говорить о Лермонтове, упоминать его имя, уничтожал переписку жены с поэтом, и Варвара тайно передала свои письма на хранение своей подруге Александре Верещагиной.
Этот брак был для Варвары не меньшей тяжестью, чем для Лермонтова: она любила его, оставаясь в браке, и после известия о его смерти слегла. Она прожила еще 10 лет после его смерти, и это были тяжелые для Вареньки годы.
Героиню своей драмы «Испанцы» Эмилию Лермонтов тоже списал с Варвары, как и портрет героини, да это и не единственный портрет Лопухиной, принадлежащий кисти Лермонтова. Так он пытался запечатлеть свою несчастную любовь в образах, которые имели для него особое значение.
Обе эти картины Лермонтова-художника интересны тем, то в них он затронул две темы, которые были предметом его страсти, но прикоснуться к ним он хотел, но не мог: в первом случае – из-за вековой пропасти, разделявшей его и далеких предков его рода, а во втором – из-за злой воли людей, его окружавших.