Лев Иванович Яшин вошел в историю мирового футбола как первый вратарь, получивший самую престижную футбольную награду «Золотой мяч», обладателями которой стали впоследствии такие футболисты, как Роналдо, Лионель Месси, Мишель Платини, Зинедин Зидан и Криштиану Роналду.
Кадр из документального фильма «Лев Яшин — номер один» (2018 г.)
Этот советский спортсмен поражал своей игрой мировой футбол. Он вывел привычную вратарскую игру на новый уровень: практиковал успешную игру на выходах, использовал всю штрафную площадь, руководил игроками в защите и начинал атаки команды, что было для футбола того времени делом неслыханно новым.
По собственному признанию Льва Яшина, его «футбольные университеты» начинались во дворах: мальчишка рос без матери (она рано умерла от туберкулеза), дотемна гонял мяч во дворе с соседскими мальчишками и девчонками, а когда наступала зима, играл в хоккей на самодельном катке здесь же, во дворе.
«Падали, ушибались, набивали огромные синячищи, но зато учились крепко держаться на ногах, не бояться высоты, владеть своим телом» — так вспоминал Яшин о своем детстве.
И позже часто говорил о том, что высокий травматизм игроков профессионального футбола — это следствие того, что в детстве они мало бегали, прыгали, дрались и лазали по деревьям. С Яшиным никто не сидел за уроками, в школе он тоже был предоставлен сам себе, и пусть в учебе звезд с неба не хватал, но стал отличником ГТО и чемпионом школы по фехтованию и шахматам.
Яшин рано начал работать: его подростковый возраст пришелся на военное время, а тогда иначе и быть не могло. Когда оборонный завод, на котором трудился отец, эвакуировали под Ульяновск, будущий футболист пошел работать на тот же завод: разгружал вагоны со станками, стал учеником слесаря, получил 3 разряд. К концу войны Яшину было 16 лет, и он имел уже свою первую награду — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Вернувшись в Москву, продолжил заниматься футболом, играл за сборную завода, и именно Владимир Чечеров, тренер той команды, разглядел в нем качества отличного вратаря. Вратарская карьера Яшина могла и не сложиться: ему больше хотелось бегать и забивать голы, он мечтал быть нападающим. Но позже вспоминал:
«Уже в первом матче руководители моего клуба навязали мне — и правильно сделали — этот пост».
Удивительно, но у этого легендарного футболиста поначалу вполне могло и не сложиться с футболом в принципе. После своего дебюта в клубе «Динамо», его единственного клуба, которому он остался верен до конца карьеры, его не допускали до игр в основном составе, поскольку его игра показалась тренерам неубедительной, но попав в основной состав в 1953 году, больше уж Лев Иванович футбол не покидал и до конца карьеры считался главным вратарем команды. А дело было так.
Когда пришло время пойти в армию, Яшин попал в войска МВД, и там тоже была организована футбольная команда. Лев Иванович в нее, конечно же, попал и по выходным стал принимать участие в первенстве районного совета «Динамо». На одной из таких игр его приметил тренер молодежной команды «Динамо» Аркадий Чернышёв и пригласил на тренировки. Именно Чернышев порекомендовал тренеру «Динамо» Михаилу Якушину талантливого парня. И хотя первая игра за сборную разочаровала Яшина (он пропустил мяч и переживал по этому поводу), команда и тренер поддержали его и оставили на сезон третьим вратарем команды. Правда, сезон получился для него разочаровывающим: заменив своего наставника Алексея Хомича в последующих матчах, Яшин пропустил несколько голов, и тренер Виктор Дубинин, принявший в свое время решение допустить Яшина в основной состав, не заявил его в составе команды на следующий сезон.
Тот же Аркадий Чернышёв посоветовал Яшину не расстраиваться, а попробовать себя в хоккее с шайбой, тогда этот вид спорта начал набирать популярность в Советском Союзе, а сам Чернышев был тренером динамовской хоккейной команды. Пришлось учиться премудростям вратарской игры в этом виде спорта, и Яшин добился успеха: в финале Кубка СССР команда обыграла ЦДСА, а знаменитый Алексей Гурышев отметил у Яшина большой потенциал. Но Яшин связывал свое будущее именно с футболом, поэтому отказался от участия в сборной страны и сосредоточился на футболе, ведь даже играя в хоккей, Яшин участвовал играх в составе дубля футбольного «Динамо».
Новый шанс в футболе ему дал тренер основного состава футбольной команды «Динамо» Михаил Семичастный: первую же игру, в которой участвовал Яшин, команда выиграла. Ошибки были, но в Яшине был виден потенциал, это отмечали и обозреватели спортивных газет. Поначалу его выходы из ворот пресса называла «опрометчивыми», но однажды в газете «Советский спорт» известный вратарь Анатолий Акимов заявил, что «вратарь должен уметь активно выходить из ворот», не считая это ошибкой — мнение это было непопулярно на тот момент, но уже в том же 1953 году имя Яшина попало в список 33 лучших футболистов сезона в СССР.
Мнение Акимова поддержал и тренер Михаил Якушин, который защищал футболиста, когда его за оставление ворот и пропущенные в итоге мячи освистывали трибуны: Якушин видел в этом будущее вратарского дела и называл Яшина «вратарем мечты». В итоге вратарь стал действовать смелее и увереннее, и сезон 1954 года отыграл без ошибок.
Когда сборная СССР с Яшиным в составе отправлялась в 1956 году на Олимпиаду в Австралию, особых результатов никто не ждал, но сборной СССР не только удалось дойти до финала, но и победить в нем сборную Югославии. А копилка наград Яшина пополнилась орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же впервые имя советского вратаря появилось среди номинантов на новую футбольную награду — «Золотой мяч».
Кадр из документального фильма «Лев Яшин — номер один» (2018 г.)
А после участия в чемпионате мира в Швеции и особенно после чемпионата Европы 1960 года во Франции, в котором сборная СССР победила, о Льве Яшине заговорил весь мир, сам он стал лучшим вратарем этого турнира, его пригласили на «матч звезд» в 1963 году, а комментатор стадиона «Уэмбли» назвал советского вратаря в черной форме «Черным пауком». После его называли «Черным осьминогом», «Черной пантерой» за его прыжки и впечатляющую подвижность.
Этот период стал началом мировой славы Яшина еще и потому, что именно в 1960 году начались первые телевизионные трансляции футбольных матчей, и миллионы людей по всему миру смогли увидеть игру советского вратаря по телевизору. Именно благодаря черно-белому телевидению сложился миф о его черной форме, которая была вовсе не черной. Вдова футболиста Валентина Тимофеевна как-то в интервью изданию «Спорт-Экспресс» рассказывала:
«Все говорят о его черной форме, но на самом деле она была темно-синей. Почему все вратари в темном играли? Потому что поля, особенно по весне и осени, грязные были, а на темной форме эта грязь менее заметна. Когда он привозил домой свою амуницию, вся ванна становилась черной, да еще и опилками заполнялась: вратарские площадки, чтобы голкиперы совсем в жиже не тонули, ими посыпали».
После в большой футбольной карьере Яшина было много всего интересного: взлетов и падений, успехов и неудач, но именно эти первые шаги воспитали во Льве Ивановиче те качества, которые привели его к званию «Легенды футбола» — смелость, умение идти к цели несмотря ни на что и находчивость. Выручали они не раз и в жизненных ситуациях.
К примеру, известен случай, когда Яшин накануне игры отправился с дочерями на рыбалку и его «Волга» загорелась. Футболист вытащил дочерей из машины и стал гасить пламя голыми руками. Потушить машину помог проезжающий мимо автолюбитель, но в тот вечер Яшин вышел на матч с обгоревшими ладонями.
Поклонникам игры Яшина известно, что у Льва Ивановича была сильная близорукость, но соперникам это было неизвестно. Отразить гол с близкого расстояния ему было проще, чем с дальнего, поэтому он просил защитников команды подпускать соперников к воротам на 30-40 метров.
Безусловно, слава Яшина во многом сложилась благодаря особому характеру Льва Ивановича, вот почему его личность представляет особый интерес и для биографов, и для писателей и кинематографистов. По воспоминаниям коллег и близких людей, он был очень требовательным к самому себе человеком, каждую свою ошибку глубоко переживал и анализировал, относился к тренировкам серьезно, никогда не относил себя к категории феноменов и всегда отмечал, что постигать ремесло вратаря ему было очень нелегко.
Он был легким и приятным в общении человеком, умел веселиться, пел и танцевал, много улыбался и был отзывчивым и добродушным, но вот лени и безразличия товарищам по команде не прощал никогда. Он не говорил на иностранных языках, но со многими иностранными коллегами с легкостью находил общий язык.
Удивительный человек! Его именем названы улицы в Москве, Грозном, Тольятти, Центральный стадион в Ульяновске, академия московского «Динамо». В честь него учрежден приз «Золотая перчатка», который вручают лучшим вратарям чемпионата мира. Памятники Льву Яшину установлены не только в России, но даже в Рио-де-Жанейро. Памятная серебряная монета номиналом в два рубля выпущена в 2010 году Банком России и посвящена легендарному вратарю, ему же посвящена монета в 100 драм Центрального банка Республики Армения. Его изображение есть на памятной банкноте в 100 рублей и на нескольких почтовых марках разных стран мира.
О нем пел Владимир Высоцкий в песне «Вратарь», ему посвятили стихотворения Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. Известная кричалка «Динамо» увековечила его имя:
Лишь в одну команду мы верим!
За неё всегда мы болеем!
Никогда в беде не оставим!
Только Яшин! Только «Динамо»!
Только Яшин! Только «Динамо»!
Только Яшин! Только «Динамо»!
О Льве Яшине снято несколько фильмов, он сам стал автором двух книг о своей жизни. И даже малая планета, которую открыли в 1978 году в Крымской обсерватории, носит имя Льва Яшина.