Спросите, кем был Айвазовский, и вы услышите: знаменитый маринист, написавший «Девятый вал». Так уж сложилось, что Иван Айвазовский (Гайвазовский, Ованнес Айвазян), известен на весь мир как автор самых потрясающих полотен на тему моря.
Но жизнь великого художника была полна самых разнообразных событий, и в ней было огромное количество впечатлений, которые Иван Константинович выразил в картинах на самую разную тематику.
Примечательно, что Айвазовский, совершив немало путешествий практически по всему миру, все-таки предпочитал жить и работать в родном Крыму, и его любовью к родной земле пронизаны лучшие его картины.
«Мой адрес — всегда в Феодосии» — это слова самого Айвазовского из письма Павлу Третьякову.
Именно там, на стене своего родительского дома в возрасте восьми лет нарисовал он угольком свой первый парусник. Там же, уже перед самой смертью написал он и свою последнюю картину — «Морской залив».
Мы любим Айвазовского за его неповторимую манеру письма, но знаете ли вы, что, вырабатывая свой стиль, Ивану Константиновичу пришлось преодолеть немало преград и непонимания, а однажды за подобную самостоятельность он был даже наказан. Случилось это в 1835 году, когда, приехав в Санкт-Петербург, он стал учеником модного в то время французского мариниста Филиппа Таннера. Это был человек с очень сложным характером, и отношения учителя и ученика были напряженными. Таннер запретил Айвазовскому самостоятельно работать над картинами, но начинающий художник не только не послушался учителя, но даже самовольно принял участие в осенней выставке Академии в 1836 году, представив пять своих картин. Картины были встречены критиками более чем благосклонно, но Филиппа Таннера такая самодеятельность ученика взбесила: он обратился к императору Николаю I с жалобой, и, по указанию царя, все картины Айвазовского были с выставки сняты, а самого художника подвергли опале, и был прощен он только спустя полгода.
Впрочем, у самого Таннера карьера в России тоже не сложилась: его склочный характер привел к тому, что он был вынужден вернуться на родину досрочно. А вот карьера юного Айвазовского, напротив, складывалась очень успешно после этого: уже в следующем году он получил Большую золотую медаль за свою картину «Штиль», которую написал, уже будучи учеником в классе батальной живописи профессора Александра Зауервейда, и окончил Академию досрочно, на два года раньше, поскольку показал особые успехи в учении, и эти два года он провел в Крыму, самостоятельно работая над картинами. А позже заслужил высочайшую честь отправиться на шесть лет в командировку за границу.
С этой командировкой у Айвазовского было связано одно очень значимое событие. Дело в том, что его брат Саргис избрал для себя путь монашества, поэтому долгое время братья не виделись, поскольку Саргис, принявший в монашестве имя Габриэл, служил в монастыре на Острове св. Лазаря. Именно во время своего путешествия по Европе, посетив Рим, Венецию и Флоренцию, Иван Айвазовский побывал на этом острове и встретился со своим братом после очень долгой разлуки. Эта встреча закончилась тем, что Айвазовский принес в дар монастырю свою картину на библейскую тему: она называлась «Хаос. Сотворение мира», и написал художник ее под влиянием знакомства с художником Александром Ивановым, тем самым, который написал знаменитое полотно «Явление Христа народу».
Религиозная тема занимала в творчестве Айвазовского значительное место, но, что интересно, практически на всех картинах этого жанра у художника обязательно присутствовала водная стихия.
В 1864 году Айвазовский представил миру свою картину «Всемирный потоп». Вдохновило Айвазовского на создание полотна путешествие по Европе, а именно фрески и картины, которые он видел в Венеции и Ватикане. Работа продолжалась два года, и от первого варианта, сохранившегося до наших дней в виде акварельного наброска на бумажном листе, художник после отказался, начав работу заново. Окончательный же вариант – маслом на холсте – мир увидел на ежегодной выставке Академии художеств. После картину купил у Айвазовского император Александр II и передал полотно в Эрмитаж. Сейчас посмотреть ее можно в Государственном русском музее в Михайловском замке в Санкт-Петербурге.
Еще одну работу в этом жанре «Хождение по водам» Иван Константинович подарил Таганрогскому паломническому приюту с часовней Императорского православного палестинского общества в апреле 1895 года. В этой часовне и была размещена эта картина.
Его картины завораживают: когда смотришь на них, создается ощущение, что в глубине этих мазков краски кроется какая-то загадка, тайна
Интересно, что даже сейчас, когда мы живем в мире графики высокого разрешения, у полотен Айвазовского на выставках выстраиваются целые очереди. Его картины завораживают: когда смотришь на них, создается ощущение, что в глубине этих мазков краски кроется какая-то загадка, тайна.
А ведь со многими картинами художника действительно связаны истории мистические и странные.
К примеру, знаменитая картина «Сотворение мира» («Хаос») 1841 года привлекла внимание служителей церкви: они посчитали, что художник спрятал в темных облаках на полотне нечистую силу. Этот вопрос привлек внимание представителей Ватикана, когда папа римский Григорий XVI был так впечатлен работой художника, что захотел приобрести ее для своей коллекции. Тогда был созван даже кардинальский совет, картину тщательно осматривали, пытаясь найти в ней следы упоминания демонов, но ничего не нашли, и картина оказалась в коллекции Ватикана.
Еще одна мистическая картина Айвазовского — «Девятый вал». Поводом для ее написания послужил довольно экстремальный эпизод в жизни художника: однажды во время морского путешествия корабль, на котором находился Айвазовский, попал в страшную бурю. О том, что такое девятый вал, художник слышал от знакомых моряков, которые утверждали, что девятый вал – это самое страшное, что может произойти с кораблем во время бури. И если удается его преодолеть, то можно считать, что смерть отступила, потому что после девятого вала волны идут на спад. Во время своего путешествия по Европе Айвазовскому удалось лично увидеть, что такое девятый вал. Тогда на берегу уже думали, что корабль сгубила буря, появились вести о гибели всех, кто находился на борту, но им удалось выжить. Это было невероятное, чудесное спасение, и, вдохновленный им, Айвазовский написал свою знаменитую картину. Иван Константинович рассказывал, что, несмотря на смертельную опасность, он вышел на палубу, чтобы лично увидеть, что такое девятый вал, рассмотреть его в самых мелких подробностях, ощутить на себе всю мощь этой стихии. Возможно, именно поэтому эта картина получилась у него такой потрясающей.
Мистикой пронизана и картина «На смерть Александра III», которую художник написал в 1894 году, получив известие о кончине императора, с которым был лично знаком. Эта смерть потрясла художника, его эмоции и бесконечное горе, которые он испытывал, нашли отражение в картине. Полотно поместили в отдельном зале галереи в Феодосии, и есть даже легенда, что картина способна принести несчастье каждому, кто на нее посмотрит. На картине можно рассмотреть образы призраков, очертания реки Стикс, а еще на ней есть образ женщины в черном, которая под определенным углом превращается в портрет мужчины с усами. Эта картина художника была обнаружена случайно и представлена публике совсем недавно – в начале двухтысячных.