В условиях нарастающей геополитической напряженности и растущих вызовов в сфере логистики ФРГ стоит на пороге масштабного кадрового кризиса в транспортной отрасли. Недостаток квалифицированных дальнобойщиков, уже сегодня влияющий на стабильность поставок, может превратиться в серьезную угрозу национальной безопасности в случае военного конфликта.
До недавнего времени дефицит водителей грузовиков воспринимался как сугубо логистическая проблема. Теперь же он стремительно становится вопросом обороноспособности страны. Согласно данным Федерального объединения грузоперевозчиков (BGL), сегодня не хватает около 100 000 водителей, а задержки доставок стали обычным явлением. Однако это лишь начало: если Российская Федерация решится на агрессию против НАТО — сценарий, который в Берлине все чаще называют реалистичным к 2027 году — до 300 000 восточноевропейских водителей могут вернуться на родину, об этом идет речь в материале BILD. В этом случае общий дефицит достигнет устрашающих 400 000 человек, что означает, что практически половина грузовиков в стране останется без водителей.
«Колонна без руля»
Глава BGL Дирк Энгельгардт описывает апокалиптический, но правдоподобный сценарий: без этой армии водителей–частников бундесвер лишится «кровеносной системы» — техника, топливо и продовольствие просто не достигнут фронта. Одновременно с этим опустеют полки супермаркетов в тылу. «Если мы не закроем брешь в 400 000 кабин, то не сможем обеспечить ни армию, ни гражданское население», — подчеркивает он.
Женщины и пенсионеры
Чтобы предотвратить надвигающийся кризис, отрасль делает ставку на 2 недооцененных ресурса:
- Женщины. В Германии только одна из двадцати фур управляется женщиной. Энгельгардт призывает устранить барьеры: безопасные, хорошо освещенные стоянки, кабины со встроенными душем, туалетом и кухней должны стать стандартом, а не привилегией для избранных.
- Пенсионеры. Тысячи опытных водителей готовы вернуться за руль, но сталкиваются с бюрократическими препонами: дорогостоящими переэкзаменовками каждые 5 лет.
«Тот, кто водил сорок лет, не разучится за пять», — иронизируют в BGL, настаивая на отмене этих избыточных требований.
Бюрократия против мобильности
Проблема не только в привлечении новейших водителей — их еще нужно легально трудоустроить. Согласно информации BILD, пока Германия требует от пенсионеров и иностранцев предоставления множества документов, грузовики простаивают. Энгельгардт предлагает радикально упростить правила: признавать водительские права из Молдовы, Узбекистана и других третьих стран, где подготовка водителей соответствует европейским стандартам. «Абсурдно не допускать профессионалов, когда их помощь так нужна», — утверждает он.
Топливный вопрос безопасности
За этими требованиями стоит про...