Экономика: Авторынок в России ждет шоковый год

Источник: ВЗГЛЯД (Деловая Газета) | Дата: 1 неделя назад
Продажи новейших автомобилей в РФ серьезно рухнули в феврале – сразу на четверть, на дилерских складах наблюдается затоваривание. Этот год может оказаться одним из самых худших – предпосылок для оптимизма практически нет. Беспочвенные надежды россиян на возвращение в страну западных автомобильных брендов, по мнению участников рынков, только вредят. Стоит ли ждать снижения цен на машины, которые так плохо продаются?

Февраль стал для автомобильного рынка провальным. Даже в январе, когда из-за долгих праздников продажи традиционно падают, отмечался рост реализации аж на 9% по сравнению с январем 2024 года. Но в феврале продажи рухнули сразу на четверть – до 80,5 тыс. штук. Тренд на снижение продаж на российском авторынке в ближайшие месяцы сохранится, но по-прежнему сохраняются и надежды на позитив во втором полугодии, заявляют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

«Февраль удостоверил прогнозы участников рынка на первое полугодие 2025 года. Такие факторы, как выросший утилизационный сбор, высокая стоимость кредитов и снижение их доступности, а также изменения в налоговой системе привели к сокращению объема продаж на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – прокомментировал ситуацию на авторынке глава комитета производителей АЕБ Алексей Калицев. В ближайшее время тренд на сокращение продаж, по его мнению, сохранится.

При этом он начался еще в прошлом году. В ноябре и декабре продажи просели практически на 30%, посчитали в ассоциации «Российские автодилеры».

«В первую очередь это последствие жесткой денежно-кредитной политики Центрального банка РФ, что привело к существенному снижению объемов автокредитования. Плюс высокие ставки по депозитам стимулируют переход населения к сберегательной модели поведения», – говорит Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Ранее каждый второй автомобиль покупался в кредит. Однако отныне ставки по кредитам начинаются от 24%, и многие покупатели обоснованно не готовы заходить в такую долговую кабалу.

«Новости о возможном возвращении ушедших брендов, к сожалению, дезориентируют покупателей, вызывая ложные надежды через ностальгию о возврате «как было раньше». Реальность такова, что без локального производства любой массовый бренд в ближайшее время не сможет быть конкурентным на нашем рынке. Маловероятно, что потребитель будет готов переплатить за свою любовь к «вернувшемуся бренду» 30% , которые составит разница в утильсборе», – говорит Терлюкевич.

Между тем цены на те автомобили, которые имеются на рынке, продолжают расти. «В начале января 2025 года свои прайсы обновили сразу 9 автоконцернов: АвтоВАЗ, Chery, EXEED, Great Wall, Haval, JAC, Sollers, TANK и WEY. В среднем автомобили стали стоить дороже на 50–500 тыс. рублей», – говорит Ольга Кириллова, коммерческий директор ГК «Альфа-Лизинг».

Автомобили дорожают не только следом за инфляцией, но и из-за утилизационного сбора, введенного в октябре 2024 года. А с 1 января 2025 года утильсб...