Китай может направить миротворцев на линии соприкосновения между Россией и Украиной, если получит соответствующий запрос от обеих сторон, заявила директор Института изучения РФ и Евразии Восточно-Китайского педагогического университета (ВКПУ) Цюй Вэньи в комментарии РБК на полях Российско-китайской конференции международного клуба «Валдай».
«Я считаю, что если Российская Федерация и Украина посчитают правильным, чтобы Китай отправил миротворцев, то Пекин, конечно, окажет с этим помощь», — сказала она. Эксперт напомнила, что Пекин выступает за разрешение конфликтов путем мирных переговоров, и поэтому приветствует диалог между сторонами. По ее словам, важно, чтобы в ходе текущих переговоров учитывались интересы обеих сторон конфликта, тогда как прежняя администрация США учитывала лишь озабоченности Украины. «Также важно обеспечить коллективную безопасность всего континента и даже мира, а не только одной страны или одного блока», — отметила Цюй.
Ранее в МИД Китая опровергли сообщения СМИ о том, что Пекин якобы рассматривает присоединение к «коалиции желающих» — объединению стран, которые готовы отправить на Украину миротворцев для обеспечения режима приостановления огня. 27 марта в Париже прошел очередной саммит «коалиции желающих», на нем присутствовали представители более 30 стран, преимущественно европейских (Китая там не было). Участники договорились, что в течение трех недель подготовят предложения о мониторинге соблюдения режима приостановления огня на Украине. Москва выступает против задействования в качестве миротворцев военнослужащих из стран НАТО, но допускает размещение на Украине невооруженных наблюдателей, «гражданской миссии», которая бы следила за соблюдением условий мира.
23-25 марта в Эр-Рияде прошли переговоры США с Россией и Украиной. По их итогам Москва и Вашингтон объявили о готовности обеспечить реализацию «черноморской инициативы», которая предполагает обеспечение безопасности судоходства в Черном море, неприменение силы против коммерческих судов и их использование в военных целях. В Кремле выдвинули ряд условий, связанных со снятием ряда ограничений и санкций, в том числе с Россельхозбанка. Госсекретарь США Марко Рубио заявил, что некоторые требования Москвы касаются рестрикций ЕС.
В итоговых заявлениях, опубликованных американской стороной, также была подтверждена разработка мер, касающихся моратория на удары по объектам энергетики. Кремль озвучил срок действия этой инициативы — 30 суток начиная с 18 марта — и приложил список объектов, поражающих под его действие. В Москве подчеркнули, что в случае нарушения моратория одной из сторон другая освобождается от обязательств по его соблюдению.
По словам Цюй, в Пекине не обеспокоены сближением Москвы с Вашингтоном, а, напротив, видят выгоду в возможной нормализации отношений между двумя странами, поскольку потенциальное снятие западных санкций положительно скажется на экономическом сотрудничестве РФ и Китая. Эксперт также усомнилась, что налаживание американо-российских связей станет фактором сдерживания Китая. Она пояснила, что администрация Дональда Трампа заинтересована не только в завершении конфликта на Украине, но и в обеспечении собственной гегемонии, что идет вразрез с интересами не только Пекина, но и самой Москвы. Более того, экономики РФ и США не настолько взаимодополняющие, как экономики РФ и Китая: в частности, в сфере энергетики Москва и Вашингтон скорее соперничают.
Хотя в итоге конфликта и западных санкций возросло присутствие китайских компаний на российском рынке, об односторонней зависимости речи не идет, считает Цюй. По ее словам, Китай не в меньшей степени зависит от поставок российской нефти. «Сама по себе сильная взаимозависимость не является проблемой и может, напротив, укрепить политическое доверие», — сказала Цюй.
При этом эксперт указала, что Российская Федерация стремится к диверсификации поставщиков, импортозамещению и обеспечению технологического суверенитета, поэтому вне зависимости от того, удастся ли достичь прогресса по нормализации российско-американских отношений, Москве и Пекину придется пересмотреть форматы экономического сотрудничества. «Китай, как и Российская Федерация , заинтересован в нормализации отношений с США. Но это не настолько важный вопрос для нашего развития», — добавила она.
Ранее Financial Times писала, что в КНР опасаются, что США предпримут попытку «вбить клин» между Пекином и Москвой, а российско-американское сближение — это уловка, которая позволит Вашингтону сосредоточиться на сдерживании Китая. В распространенном в Пентагоне в середине марта временном руководстве по национальной обороне говорится, что «Китай является единственной постоянной угрозой», сообщает Washington Post. По данным газеты, при развитии вооруженных сил и выделении средств на отражение возможных угроз оборонное ведомство будет учитывать в качестве возможного военного столкновения только конфликт с Пекином. При этом одним из основных приоритетов высших должностных лиц Пентагона документ называет сдерживание захвата Тайваня Китаем.