Проект реализуется с 2024 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в восьми федеральных округах и направлен на формирование гражданской идентичности. В 2025-м проект проходит в Астрахани, Архангельске, Владикавказе, Красноярске, Туле, Улан-Удэ, Уфе. И – Екатеринбурге.
За строгой формулировкой главной цели проекта, как декларируют ее организаторы, вполне ясные практические задачи – приумножить потенциал театрального искусства в воспитательной работе с детской и юношеской аудиторией, что в свою очередь должно помочь сохранению исторической памяти, популяризации духовно-нравственных ценностей.
По замыслу проекта «Тепло родного дома», в каждом из федеральных округов проходят показы двух спектаклей: местного театра и гостей из другого округа, а финальной точкой становится научно-просветительский лекторий для работников образования и сотрудников учреждений культуры, в чьи задачи входит воспитание подрастающего поколения. «Между» показами спектаклей и финальным лекторием – обсуждение спектаклей со зрителями.
В Екатеринбургском ТЮЗе в рамках проекта состоялся показ своего спектакля «Цветик-семицветик». А гостем уральской сцены стал спектакль «Всё как у всех» Красноярского театра юного зрителя. Созданный в жанре автофикшн, моноспектакль «Всё как у всех» – номинант «Золотой маски». На нем и его обсуждении и побывала «ОГ».
Слово «автофикшн» известно не всем, а вот то, что стоит за термином, в комментариях не нуждается. Это личные воспоминания обычных людей, которые (почему-то?!) стали очень популярны в современной литературе. И даже, к большому удовольствию зрителей, «пробиваются» на сцену. Вспомните моноспектакли Евгения Гришковца. «Автофикшн» (в дословном переводе с французского – «самовымысел», «самосочинение») – описание реальных событий жизни автора, сделанное все-таки литературно грамотно. С компоновкой событий, акцентами, ассоциациями. Что-то среднее между автобиографией, мемуарами, дневником и документальной прозой.
Именно такое эссе вошло в основу моноспектакля «Всё как у всех». Актриса Красноярского ТЮЗа Елена Половинкина никого не играет, она рассказывает о себе и своей семье. А если чуть-чуть и играет, то именно – самую малость, когда вспоминает, например, свою героиню в спектакле «Мамаша Кураж», роль-мечту для любой актрисы, или эпизоды военной юности своей мамы.

«Так получилось, что у меня остались четыре тетради семейных воспоминаний – моих и маминых, – объясняет замысел спектакля Елена Половинкина. – Я в свое время очень правильно сделала, что уговорила маму записать ее детские и недетские воспоминания. Она сначала отказывалась, говорила, что не сумеет, сомневалась, что это кому-то надо, но потом согласилась. Мама помнила себя с четырех лет, то есть с 1941 года. Это военное детство, голод, потом – послевоенная жизнь, работа, дети. В общем, всё как у всех…»
«Так что предлагаю вам не смотреть спектакль, а нам с вами поговорить о жизни», – этой удивительной преамбулой Елена Половинкина предварила свою историю и на сцене. Она, и правда, рассказывала, часто обращаясь непосредственно к зрителям, которые в малом зале ТЮЗа были совсем рядом. О себе в детстве. О взаимоотношениях с мамой. О мамином военном детстве. Об интересе к «прошлой», до-семейной жизни родителей. О летних выездах «на деревню к бабушке». О выборе профессии. О главной роли, которую ждала в театре 26 лет! О книгах в семье. О собственных детях с их верой в Деда Мороза и письмами к нему. Об интересе детей к ее личной жизни… В общем, истории поколений одной семьи даже в чем-то повторялись.
На сцене – минимум реквизита. Старая шаль. Алюминиевый чайник, знакомый большинству по фильмам о войне. Клубок шерстяных ниток. Письма детей Деду Морозу… После спектакля я подойду уточнить и получу от актрисы ожидаемый ответ: да, это настоящие письма ее детей. Зримое подтверждение, что всё рассказанное в спектакле – истинная правда. Как в жизни. Сама жизнь. Можно было бы, наверное, говорить со зрителями, присев на стул или краешек сцены на все эти полтора часа. Но актриса всё время расставляет какие-то коробки. В одной находит клубок шерсти, в другой – ватную бороду Деда Мороза. Многие даже не открывает. Продолжая рассказ, перекладывает их, расставляя покомпактнее. Чтобы не «абы как», а был порядок.

Закончился рассказ, и… все коробки на своих местах. Ровненько, рационально. Красота и порядок. Тут-то и понимаешь: да это ж метафора жизни и самой актрисы, и каждого из нас! Мы все что-то меняем в жизни, пробуем, тасуем, ошибаемся, пытаемся поправить – и в конце концов что-то цельное выстраивается. Но если эта метафора с коробками, можно предположить, – придумка постановщиков (режиссер Ксения Пещик и художник Даниил Ахмедов), то другой образ-рефрен – точно от самой Елены Половинкиной. Она создала историю на основе записанных воспоминаний, в руках – то тетрадки, то письма. Она и к зрителям обращается: «Записывайте! Собирайте коллекцию воспоминаний о себе и своей семье. Сохраните свою историю». Более того, в финале нескольким зрителям по случайному выбору дарит блокноты-тетрадки: «Пишите!» И там, где спектакль «Всё как у всех» вроде бы закончился, настоящее общение – на заданную названием тему! – тут-то и начинается.


По замыслу федерального проекта «Тепло родного дома», специалисты-театроведы, общаясь со зрителями после спектакля, помогают приобрести навыки грамотного «смотрения» театральных постановок. Так было и тут. Но! Не знаю, насколько федеральный проект вдохновил публику в Астрахани, Архангельске или Уфе, какие там были спектакли, но «Всё как у всех» Красноярского ТЮЗа в Екатеринбурге вызвал тут же, в зале, обвал личных зрительских воспоминаний «А у нас в семье было так…». И – абсолютно единодушное согласие: да, надо записывать, фиксировать историю разных поколений семьи. Хотя «всё как у всех», но жизнь каждого настолько неповторима и уникальна, что – почему бы не сохранять историю Семьи, Рода?! Для нашего общего Дома.


Ранее «Областная газета» писала о том, что впервые театральный фестиваль «Ирбитские подмостки» пройдет в статусе всероссийского.