Сказ о гениях уральских заводов: в Полевском презентовали индустриальный художественный проект о человеке труда

Обл Газета 1 день назад 13
Preview

Галерея «Синара Арт» и Фонд поддержки и реализации культурных инициатив Синара представили выездной выставочный проект «Гений места». С июня по декабрь проект можно будет увидеть в четырех уральских городах — территориях присутствия Трубной металлургической компании: Полевском, Каменске-Уральском, Челябинске и Первоуральске. Первая экспозиция из 40 работ открылась в Музейном комплексе Северская Домна.

Выставочный проект «Гений места» прослеживает, как индустриальная тема отражается в искусстве — от документальной живописи эпохи индустриализации до современных художественных исследований фабричной реальности. В основе экспозиции — коллекция Галереи «Синара Арт».

«Этот проект чрезвычайно важен для нас не только с точки зрения популяризации коллекции, но и интеграции в культурный контекст, культурную повестку на территориях присутствия предприятий крупной металлургической компании. Выставка «Гений места» объединит несколько городов, и в каждом из них она будет дополняться авторами, произведениями, а где-то и артефактами из фондов местных культурных институций», — отметила на презентации проекта директор Галереи «Синара Арт» Юлия Борзенкова.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Точкой входа проекта была выбрана Северская Домна, и не случайно: у музейного комплекса в Полевском позади уже три совместных экспозиции с «Синара Арт».

«Новая выставка для нас очень интересна тем, что она буквально взывает к человеку труда, показывая зрителю, как он взаимодействует с заводской средой. Также это некий шаг в сторону попытки самоидентификации смотрящего на эти произведения искусства», — поясняет директор Музейного комплекса Северская Домна Дарья Ряпусова.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Временной период, в который были выполнены работы с экспозиции, — больше 100 лет. Это заводские сюжеты, известные стройки, портреты рабочих и бригадиров, бытовые сцены. Есть и абстрактные произведения, одно из них носит название «Фигура», выполнена картина Семёном Агроскиным в 1989 году. Каждый интерпретирует ее по-своему, а куратор Сергей Потеряев видит в ней силуэт Павла Бажова, который будто возвышается над этим художественным сказом о заводских гениях.

«С индустриальной коллекцией Галереи «Синара Арт» я работаю давно, но в данном случае необходимо было переосмыслить материал еще и с точки зрения нового пространства, чтобы они стали единым целым. И в случае с Северской Домной все получилось: мы находимся в промышленном пространстве, которое пропитано индустриальным духом, и при этом видим, как разные авторы работают с темой», — говорит Сергей Потеряев.

Куратор выставки Сергей Потеряев с одной из двух работ не из коллекции «Синара Арт», а непосредственно из Полевского — картиной Андрея Лукьянова «Взятие проб металла из мартеновской печи», 2010. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Сердцем экспозиции стали потрясающие работы Валентина Новиченко. Он сам производственник, трудился на Уральском заводе химического машиностроения и вместе с тем был очень творческим человеком. В какой-то момент Валентин начал работать в уникальной технике живописи по металлу. На цинковые пластины наносил рисунок путем процарапывания, а затем — краски и кислоты. Результат превосходил все ожидания: от металлических картин сложно отвести взгляд, при этом впечатляет детализация и сложность сюжета каждой из представленных на выставке работ.

«Такой жесткий материал, как металл, под рукой этого художника становится невероятно пластичным, живым. При этом необходимо сказать, что это очень и очень трудоемкий процесс. Поверьте, перед нами работы высококлассного художника», — отмечает Сергей Потеряев.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

А у первых посетителей выставки и так в этом не было никакого сомнения. Впечатления от творчества мастера усиливают его же цветные линогравюры и офорты. И это легко могла быть персональная экспозиция, на которой зритель бы точно не заскучал.

Приковывает взгляд и галерея портретов, среди авторов которых сплошь громкие имена: Николай Чесноков, Иван Нестеров, Леонид Туржанский, Герман и Олег Мелентьевы, Владимир Кошелев. Что касается последнего художника, то с его работой связана необычная история: на оборотной стороне картины под названием «Новый район» из серии «Магнитка — 79» — замечательный портрет заводчанина, «находка» принадлежит самому Сергею Потеряеву.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Конечно, считаю это большой удачей, поэтому решил повесить работу именно стороной с портретом. Думаю, Владимир Кошелев быстро накидал этот эскиз на обратной стороне, поскольку хороших материалов тогда художникам очень не хватало, — говорит Сергей Потеряев. — В идеале сделать двустороннюю раму, чтобы зритель мог видеть обе работы, возможно, в дальнейшем в рамках проекта мы это реализуем».

Внимание на экспозиции привлекает и единственная скульптура — эффектная работа Рустама Исмагилова «Не забивай себе голову» 2007 года. Это металлический каркас в форме силуэта человека, внутри которого — газетные полосы.

Большое внимание публики привлекла скульптура Рустама Исмагилова «Не забивай себе голову», 2007. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Во-первых, когда мы собрали выставку, поняли, что нам очень не хватает объема, а эта скульптура решала данную задачу. Во-вторых, мне хотелось представить не только человека физического труда, но и мыслителей — тех же инженеров, и в перекличке с картиной Вениамина Степанова «Человек с газетой» эта скульптура прекрасно работает».

У полевчан и гостей города оценить экспозицию будет возможность до 24 июля, далее проект продолжится в Каменске-Уральском.

Ранее «Областная газета» писала о том, что выставку «Спасти и вернуть. Медицинский фронт Великой Победы» в Екатеринбурге посетило более 6,5 тыс. человек.

Читать продолжение в источнике: Обл Газета
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'