Количество жалоб, поступивших в Банк России от потребителей финансовых услуг и инвесторов, в январе — марте увеличилось на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причиной такого роста стал всплеск жалоб на блокировку переводов.
«Для противодействия мошенническим операциям Банк России в июле 2024 года обязал банки приостанавливать подозрительные операции, чтобы предотвратить хищение средств. В связи с этим в I квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2024 года заметно увеличилось количество обращений граждан из-за приостановки дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Это внесло вклад в увеличение общего числа жалоб, связанных с банками. По сравнению с I кварталом 2024 года их число выросло на 36,8%. При этом по результатам рассмотрения большинства обращений по вопросу блокировки ДБО банки подтвердили его использование в мошеннических целях», — пояснили в Банке России.
Также больше чем на 10% выросли жалобы на микрофинансовые организации (МФО). Потребители жаловались на сложности с возвратом денег при отказе от дополнительных услуг и на оформление займов без их согласия. Также поступают обращения от клиентов МФО с требованием пересчитать их задолженность.
На 44,6% уменьшилось число жалоб по вопросам страхования. Как пояснили в ЦБ, это связано, прежде всего, с изменением процедуры оспаривания коэффициента бонус-малус (КБМ) — теперь его можно самостоятельно узнать в личном кабинете на сайте Национальной страховой информационной системы. Туда же можно обратиться с просьбой пересчитать показатель. Снизилось также количество жалоб на страхование от несчастных случаев и болезней и на страхование жизни.
Меньше стало претензий к профессиональным участникам рынка ценных бумаг — на 27,5%, в лидерах снижения — жалобы от инвесторов о сложностях с распоряжением активами из-за санкций (сокращение в четыре раза).
В сегменте обращений, связанных с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), на 31,4% сократились жалобы на несогласие людей с переходом из Социального фонда России в НПФ, а также между НПФ.
«Продолжается снижение жалоб на навязывание платных услуг при кредитовании. Их стало меньше на 42,2%, в том числе благодаря тому, что с прошлого года кредиторы обязаны информировать заемщиков об услугах, которые они приобрели вместе с кредитом, и уведомлять о праве отказаться от них в течение 30 дней», — рассказали в Центробанке.
МПКАрт 2.0