Германия — Билет за 58 € — конец сказки? Немцы в ярости: кто украл дешевый проезд?!

Источник: MK.RU (Новостной портал) | Дата: 5 часов назад

В последние годы Deutschlandticket стал не просто проездным билетом, а подлинным символом доступного и экологичного транспорта в Германии. Миллионы пассажиров оценили возможность перемещаться с его помощью без ограничений между общефедеральными землями и тарифными зонами за фиксированную сумму. Однако на пороге 2026 года этот успешный проект оказался в центре финансовых разногласий между федеральным центром и регионами.

Время для принятия решения стремительно истекает, а ставки в споре о будущем билета и его стоимости с каждым днем растут. Каковы причины конфликта, позиции сторон, возможные риски и сценарии развития ситуации, которая может не только изменить облик общественного транспорта, но и поставить под вопрос саму идею единого проездного билета в Германии.

Золотоносный ручей, размывающий бюджеты

Еще вчера Deutschlandticket преподносился как спасительное решение для климата и кошельков граждан. Сегодня он все больше напоминает золотоносный, но разрушительный поток: число пассажиров растет — как следует из данных Spiegel, около 14 млн человек ежемесячно активируют цифровой проездной. Однако чем шире распространяется его популярность, тем сильнее давление на общефедеральный и региональные бюджеты.

Согласно договоренностям 2023 года, федеральное правительство и земли ежегодно выделяют по 1,5 млрд. € — в сумме 3 млрд. € на компенсацию убытков перевозчиков, сообщает Tagesspiegel. Этого едва хватило, чтобы пережить январское повышение цены билета с 49 € до 58 € (+18 %), отмечает Süddeutsche Zeitung. Дальнейшая судьба проекта остается неясной: закон о регионализации гарантирует финансирование лишь до конца 2025 года, а дефицит отрасли продолжает расти.

Экстренный консилиум

На последней неделе июня в Берлине состоится экстренное совещание транспортных министров и главы ведомства Патрика Шнидера (CDU). Цель — разработать формулу финансирования на 2026 год, иначе проект рискует «заглохнуть на перроне», предупреждает Spiegel. Однако Шнидер уже высказался жестко: «Федеральное правительство не возьмет на себя больше половины расходов», ссылаясь на курс бюджетной экономии, пишет Zeit.

Позиции федеральных земель по вопросу финансирования значительно расходятся. Бранденбург, Мекленбург–Передняя Померания и Бавария настаивают, что 1,5 млрд. € — это предел их возможностей, и любые дополнительные расходы должен покрывать общефедеральный центр, утверждает Zeit. Саксония–Анхальт и Шлезвиг–Гольштейн предлагают индексировать тариф в соответствии с транспортным индексом потребительских цен, чтобы вывести стоимость билета из политических игр, сообщает Tagesspiegel. Северный Рейн–Вестфалия требует зафиксировать цену в 58 € как минимум до 2028 года, ограничив при этом вклад земель, добавляет Zeit.

В то же время мэр Берлина Кай Вегнер называет проект дорогостоящей прихотью, хотя туристы и пассажиры спасают городской транспорт от ...