Германия — Дешевый проезд — дорогое разочарование

Источник: MK.RU (Новостной портал) | Дата: 3 часов назад

Германия, которую во всем мире привыкли считать образцом порядка и точности, неожиданно оказалась в центре транспортной революции. Идея с 9–Euro–Ticket постепенно переросла в крупный проект под названием Deutschlandticket, полностью изменив представление о том, насколько доступным может быть общественный транспорт.

Однако, как это нередко бывает с масштабными нововведениями, реакция общества оказалась неоднозначной: от всеобщего восхищения до категорического неприятия.

Невиданный успех

Когда в 2022 году в Германии в первый раз появился билет за 9 евро, это воспринималось практически как фантастический сценарий. На заветные проездные набросились как горожане, так и жители глубинки. По данным Süddeutsche Zeitung, это был подлинный бум: пассажиропоток достиг невиданных прежде масштабов. Но чем сильнее росла популярность билета, тем очевиднее становились недостатки железнодорожной инфраструктуры: переполненные вагоны, шумные компании молодежи, суматоха на перронах.

Один из жителей страны особенно резко отреагировал на проблему. По возвращении из Японии, известной совершенной системой железных дорог, он столкнулся с подлинным хаосом: поезда, отходящие из аэропорта Мюнхена в Вайден, были настолько переполнены, что сотрудники железной дороги, чтобы хоть как–то разрядить обстановку, пересаживали часть пассажиров во все купе подряд, включая первый класс. Для путешественника это стало последней каплей: «Ни за что больше не сяду в поезд, пока весь этот ужас не закончится!» — поделился он своими эмоциями в письме в редакцию.

Успех, к которому не были готовы

Тем не менее, билет за 9 евро оказался поистине уникальным явлением. Как сообщает Tagesschau, за 3 месяца было реализовано 52 млн проездных. Каждый десятый владелец билета, согласно собранным данным, полностью отказался от поездки на автомобиле хотя бы 1 раз — что послужило серьезным подспорьем для экологии. Однако беспрецедентный рост числа пассажиров обнаружил и старые болевые точки: в течение многих лет региональные железнодорожные линии оставались в стороне от внимания, и в итоге при возросшем пассажиропотоке им не хватило пропускной способности.

В мае 2023 года на смену знаменитому родоначальнику пришел Deutschlandticket за 49 евро в месяц, также вызвавший волну споров и дискуссий. К началу 2024 года, по подсчетам, на новейший тариф в Гамбурге перешли 38% населения, а в Берлине — 31%. Однако с января 2025 года цена повысилась до 58 евро, и это уже стало поводом для недовольства у части пользователей.

Удобство против комфорта

Скептики, включая ряд влиятельных политиков из ХДС и ХСС, указывают на уже обозначенные проблемы: переполненные поезда, нехватка средств на развитие инфраструктуры, включая хронический дефицит качественных железнодорожных маршрутов в периферийных районах. Наибольшее недовольство вызывает ситуация в пи...