В музыкальном мире наступила новейшая эра, где границы между живым творчеством и искусственным интеллектом стремительно стираются. Проект The Velvet Sundown, за считанные недели выпустивший 3 альбома с тридцатью девятью песнями, сделанными с помощью ИИ, стал подлинной сенсацией и вызвал бурные дискуссии о будущем музыкальной индустрии. Это явление заставляет по–новому осмыслить не только природу искусства, но и то, как технологии меняют наше восприятие творчества, авторства и подлинности.
Что представляет собой феномен The Velvet Sundown, как он воздействует на слушателей и какие вызовы ставит перед музыкантами, правообладателями и платформами — в этом обзоре.
Фабрика мгновенных хитов
Первый альбом «Floating on Echoes» вышел 5 июня 2025 года, затем шустро появились «Dust and Silence» и «Paper Sun Rebellion» (14 июля). За полтора месяца проект выпустил сразу 3 полноценных альбома с 39 песнями — что сильно отличается от обычного медленного и трудоемкого процесса создания музыки. По данным Spotify и профильных изданий, такая высокая скорость стала возможна благодаря сочетанию работы искусственного интеллекта и умелой работе продюсера, который направляет ИИ и выбирает лучшие композиции.
Музыка без лица: виртуальная иллюзия
На официальных страницах в соцсетях и Spotify представлены 4 участника с очень реалистичными, но полностью искусственными образами. Ни 1 из них никогда не появлялся на публике — все фото созданы с помощью нейросетей. Проект описывает себя как нечто «не совсем человеческое и не совсем машинное», существующее где–то посередине. По версии издания The Guardian, фанаты уже называют группу «самой обаятельной голограммой года».
Цифры говорят сами за себя
Хотя группа остается загадкой и ее участники неизвестны, музыка The Velvet Sundown нашла большое количество поклонников: на Spotify ее ежемесячно слушают больше 1,4 миллиона человек, а песня «Dust on the Wind» практически достигла 2 миллионов прослушиваний. Для независимого проекта это впечатляющий результат. По мнению аналитиков Spotify, слушателям все меньше важно, кто именно поет — главное, чтобы музыка трогала сердце.
На перекрестке технологий и права
С ростом популярности проекта все больше возникают вопросы об авторских правах. ИИ учится на огромных массивах музыки, созданной живыми композиторами, что вызывает этические и юридические споры. Профессор Вирджиния Дигнум из Университета Умео (Швеция) в интервью FAZ говорит: «ИИ не просыпается утром и не решает сам публиковать музыку. В этом всегда участвуют люди, которые получают выгоду».
Юристы пытаются понять, как доказать, что мелодия или гитарное соло не были просто скопированы ИИ из уже существующих композиций.
Экономические риски: угроза для музыкантов
По отчету Международной ассоциации ...