Как сообщает Федеральное министерство юстиции и защиты прав потребителей (BMJV), в июле 2025 года общефедеральные земли и профильные объединения получили на оценку законопроект объемом в 120 страниц, направленный на расширение прав биологических отцов. Комментарии к нему принимаются до 15 августа 2025 года.
Законодательному органу предстоит до 31 марта 2026 года выполнить предписание Федерального конституционного суда (BVerfG), который 9 апреля 2024 года признал прежние нормы оспаривания отцовства неконституционными и обязал принять новейшие правила (BMJV, 2025; BVerfG, 2024).
Проект обещает радикально изменить устоявшуюся формулу «отец = запись в ЗАГСе» и предоставить кровным отцам действенный механизм оспаривания чужого юридического отцовства, если это не противоречит интересам ребенка.
Биология против бюрократии
По новому проекту, биологический отец сможет в течение первых шести месяцев после рождения ребенка оспорить чужое юридическое отцовство — при условии, что факт родства подтвердит тест ДНК. Это ответ министра юстиции Германии Стефани Хюбиг на решение суда в Карлсруэ, признавшего, что кровный отец должен иметь возможность заявить о своих правах, если это не вредит интересам ребенка (BMJV, 2025; BVerfG, 2024).
Территория привязанности
После того, как ребенку исполнится 6 месяцев, в игру вступают правила, которые защищают уже сложившуюся эмоциональную связь ребенка с «юридическим» отцом. Однако если биологический отец тоже установил или активно пытался установить такую связь, суд может разрешить пересмотреть отцовство. Такое решение основано на научных данных, которые показывают, что крепкие привязанности у ребенка формируются примерно с седьмого месяца жизни (Deutsches Jugendinstitut, 2025).
Запрет признания
Проект вводит так называемый запрет признания (Anerkennungssperre) — его суть в том, что во время судебного процесса по выяснению настоящего отца другим мужчинам запрещается официально признавать себя отцами ребенка. Данная мера способствует предотвращению случаев, когда мать пытается «перекрыть дорогу» биологическому отцу, записывая нового партнера как юридического отца. Если же биологический отец не сможет доказать свои права сразу, у него будет второй шанс: в случае если юридический отец потеряет близкие отношения с ребенком, дело могут пересмотреть. (BMJV, 2025).
Голос подростка
Согласно информации издания LTO, начиная с 14 лет, дети смогут самостоятельно принимать решение — хотят ли они заменить юридического отца на биологического. Ранее для этого требовалось согласие матери. Таким образом, законодатели воплощают принцип «Kindeswohl zuerst» — приоритет благополучия ребенка и его права влиять на свое семейное положение (LTO, 2025).
Охота на фиктивные отцовства
Параллельно Министерство внутренних дел ...