Германия вступает в десятилетие, где привычная граница между «ушел на пенсию» и «остался в деле» сознательно и расчетливо размывается. На повестке — Aktivrente: с 2026 года тем, кто продолжит работать после достижения пенсионного возраста, обещают до 2000 € в месяц без подоходного налога. Для правительства это не жест любезности, а попытка одновременно приглушить кадровый голод и подпереть дорогостоящую пенсионную архитектуру. Для бизнеса — шанс удержать опыт и аккуратно передать его молодым. Для самих специалистов серебряного возраста — выбор между свободой времени и свободой от налогов.
Сработает ли такой «пряник», если подработки для пенсионеров не ограничены еще с 2023 года? И не превратится ли щедрый бонус в дорогую скидку для тех, кто и так остается в строю? Каковы риски, цена вопроса и условия, при которых лозунг «пенсия с продолжением» перестанет быть красивой метафорой и станет рабочей практикой?
Амбиция с дедлайном
С января 2026 года Германия намерена по–новому настроить границы между работой и пенсией. Так называемая Aktivrente обещает до 2000 € в месяц без подоходного налога тем, кто добровольно продолжит трудиться после достижения законного пенсионного возраста. Политический тайминг предельно плотный: как следует из информации издания Handelsblatt, старт намечен на 1 января 2026 года вместе с пакетом мер по стабилизации пенсионной системы. Это делает проект частью большущий архитектуры рынка труда на десятилетие вперед.
Что предлагается добавить
Согласно данным Deutsche Rentenversicherung, с 2023 года в Германии сняты ограничения на подработку для получателей пенсий: прибавлять к пенсии можно сколько угодно, не рискуя ее сокращением. Aktivrente добавляет еще 1 этаж — не к пенсии, а к налогообложению: первые 2000 € ежемесячного дохода от работы в возрасте «65+» предлагается не облагать подоходным налогом. Сигнал прост: работать дольше должно быть ощутимо выгоднее.
Кто в выигрыше?
Экономисты предупреждают: льгота рискует стать «подарком для тех, кто и так остается в строю». Согласно расчетам Немецкого института экономических исследований (DIW), непосредственно выиграют порядка 230 000 уже занятых пенсионеров; бюджет недополучит около 800 млн евро налогов в год — еще до того как проявится какой–либо дополнительный эффект занятости. Чтобы льгота хотя бы «вышла в ноль», на рынок нужно привлечь около 75 000 новейших работников в возрастной группе «65+». Иначе перераспределение средств пойдет, главным образом, в пользу тех, кто уже работает.
Цена вопроса
Институт немецкой экономики (IW) оценивает фискальные потери еще жестче: до 2,8 млрд. евро в год, если льготу реализовать в заявленном объеме (24 000 евро в год без подоходного налога). Риск «эффекта присвоения» высок: значительная доля занятых пенсионеров просто заплатит меньше налогов, не наращивая...