В последние годы водородные технологии обещали стать революцией в транспортной отрасли, предлагая экологически чистую альтернативу традиционным и даже электрическим автомобилям. Многие крупные автопроизводители вкладывали значительные ресурсы в разработку и внедрение водородных топливных элементов, надеясь завоевать лидерство на рынке «зеленой» мобильности будущего. Однако недавние события вокруг Stellantis — второго по величине автоконцерна Европы (по данным ACEA) — показывают, что эта перспектива далека от простого воплощения.
Решение компании Stellantis отказаться от массового производства водородных легких коммерческих автомобилей стало громким сигналом о том, что водородный транспорт сталкивается с серьезными вызовами, затрудняющими его коммерческую реализацию в обозримом будущем, пишут издания Financial Times и Business Insider. Каковы причины и последствия этого поворота, а также его влияние на автомобильную индустрию и рынок экологически чистых технологий?
От «зеленой искры» к холодному душу рынка
Еще пару лет назад водород казался Stellantis идеальной «голубой лентой» в гонке декарбонизации. Концерн обещал вывести на дороги целое семейство фургонов — от Citroën ë–Jumpy до Opel Vivaro–e Hydrogen — и заявлял, что перезапустит 150–летнюю историю ДВС новой энергетикой. Но в июле 2025 года маркетинговая витрина захлопнулась: совет директоров признал, что массовой бизнес–логики в топливных ячейках пока нет — ни в цене, ни в инфраструктуре, ни в спросе. «У водородных LCV нет реальной экономической устойчивости в среднесрочной перспективе», — сухо резюмировал в интервью Financial Times операционный директор Stellantis Europe Жан–Филипп Импарато.
Орлеан и Гливице: конвейеры, зависшие в воздухе
Главный удар пришелся по заводам–пионерам. Средние фургоны второго поколения должны были сходить с конвейеров французского Орлеана, крупнотоннажники — с польского Гливице (auto–medienportal.net, stellantis.com). Буквально за считанные недели до запуска Stellantis «выключил рубильник», пообещав переобучить персонал и обойтись без увольнений (businessinsider.de). Профсоюзы называют эти заверения «компрессом на сломанную кость»: кадровой чехарды не избежать, когда оборудование законсервировано, а заказы исчезли.
Rüsselsheim лишается титула «водородной кузницы»
Немецкий Opel, получивший после вхождения в PSA, в 2017 году, статус внутреннего «центра компетенций» по Н₂–технологиям, теряет стратегический вектор (businessinsider.de). Около 130 инженеров в Рюссельсхайме переводят на «альтернативные проекты» — в первую очередь батарейные платформы STLA (media.stellantis.com, hydrogeninsight.com). Таким образом, малая серия Vivaro–e Hydrogen, стартовавшая в 2021 году и продававшаяся на 80% дороже батарейного аналога, скорее всего, останется коллекционной редкостью — символом эпохи, когда топливная ячейка пы...