В. В. Путин пока не готов поддержать идею о возвращении Волгограду исторического названия Сталинград. Решение о присвоении аэропорту нового имени — это, скорее, попытка власти оценить реакцию общественности, считает директор аналитического центра Российского общества политологов Андрей Серенко.
Указ, подписанный 29 апреля, не влечет за собой изменения официального названия города, но стал поводом для обсуждений. Переименование аэропорта "Гумрак" в "Сталинград" отражает многолетнюю дискуссию о возвращении этому городу исторического имени, которое известно далеко за пределами РФ. Серенко пояснил, что споры по поводу названия Волгограда не прекращаются. В городе существует несколько групп: сторонники Волгограда, Сталинграда и Царицына. Причем поддержка возвращения имени Сталинград составляет около 25-30% — далеко от большинства.
"Топонимические споры ведутся между "волгоградской партией", "сталинградской" и "царицынской". Точно можно сказать, что за сохранение наименования Волгоград выступает больше 50 процентов, за Сталинград — около 25-30 процентов, сторонников Царицына — менее 10 процентов. И это соотношение не меняется многие годы. А сама дискуссия периодически возникает в связи с какими-то датами, и это нескончаемый процесс", — рассказал Серенко.
Политолог также отметил, что этот вопрос давно уже перестал быть чисто топонимическим и превратился в идеологический. Власти, по его мнению, не могут дистанцироваться от него, как это было в 1990-е и 2000-е годы. Действия Путина, который в канун 80-летия Победы в Великой Отечественной войне предложил решение о переименовании аэропорта, показывают изменение идеологической линии.
"Социальные архитекторы пытаются конструировать разные нарративы, связанные с новой идеологией, ДНК РФ, теориями государственности и прочим. В этом процессе краеугольным камнем является патриотическая идея, любые патриотические нарративы. А Сталинград — это столица русского патриотизма. Сталинградская битва стала точкой отсчета, нулевым километром в начале разгрома немцев в Великой Отечественной войне — отсюда пошло наступление на Запад", — объяснил Серенко.
С точки зрения эксперта, переименование аэропорта в Сталинград — это компромисс, который позволяет сохранить историческую память, но избежать резких перемен, которые могли бы вызвать массовые протесты и недовольство. Принятое решение о переименовании лишь аэропорта, а не города, скорее всего, имеет воспитательную функцию, предполагает политолог. Это может быть началом постепенной работы с общественным мнением, ведь впереди еще много юбилеев Победы.
Серенко уверен, что власти смогут вернуться к вопросу о переименовании города, если поддержка идеи Сталинграда в обществе возрастет. "Если число сторонников Сталинграда, скажем, достигнет 70 процентов, тогда можно будет вернуться к вопросу", — добавил он.