Не стало одного из главных отечественных композиторов XX века.
Она создавала новаторскую, авангардную симфоническую и камерную музыку — и одновременно писала саундтреки для всенародно любимых фильмов «Вертикаль» и «Чучело», мультика «Маугли». Ее давно уже называли классиком, но, сочиняя до последних дней, она не переставала экспериментировать, стремиться к новому. Пожалуй, нет российского композитора, который бы не смотрел ее партитур и не изучал ее творчество. И уж точно каждый музыкант знал это имя: София Губайдулина. Сегодня, 13 марта она ушла из жизни. «Известия» вспоминают ее путь.
«Идите вашим неправильным путем».
Когда говорят об отечественной академической музыке последней трети XX века, всегда называют, в первую очередь, несколько фамилий: Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Эдисон Денисов, София Губайдулина. Были, конечно, многие другие прекрасные музыканты, но именно эти четверо стали безусловными классиками, и без их имен уже не обходятся образовательные курсы консерваторий, равно как и концертные программы по всему миру.
До сегодняшнего дня в живых из этой четверки оставалось двое: Щедрин и Губайдулина. Теперь — только Щедрин. Соседство это, впрочем, условно: Родион Константинович представляет все-таки более традиционную ветвь музыки, сохраняющую тесную связь с народной мелодикой и тональностью. Губайдулина же была куда более радикальной фигурой. Фактически, с ее жизнью закончился советский музыкальный авангард.
— Она величайшая, потрясающая. Это из самых исполняемых композиторов в мире, гордость татарского народа. Полвека назад не стало Дмитрия Шостаковича, и уход Губайдулиной — несчастье такого же уровня. Но она останется в своих партитурах, своих экспериментах, в своей любви к музыке, — поделился с «Известиями» худрук Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан и фестиваля Concordia имени Губайдулиной, народный артист РФ Александр Сладковский.
София Губайдулина родилась в татарском городке Чистополе в 1931 году. Но уже через семь месяцев семья переехала в Казань, где девочка училась сначала в музыкальной гимназии, а затем и в консерватории (причем на двух специальностях — как пианист и композитор). Ну, а после поступила уже в Московскую консерваторию, где ее профессорами были Виссарион Шебалин и Николай Пейко.
Дмитрий Шостакович на тот момент уже не преподавал — 1948 год, в разгаре кампания по борьбе с формализмом, жертвой которой он стал. Но симфонию подающей надежды студентки все же посмотрел по совету коллег. Они, правда, в один голос утверждали, что путь Губайдулиной неправильный. Шостакович же напутствовал ее: «Идите вашим неправильным путем».
И она шла, не позволяя себе ни одной поблажки, ни одного компромисса. Даже когда тот же Шостакович писал произведения во славу Ленина, Губайдулина упрямо отвергала любые конъюнктурные предложения. Ее и не исполняли, не делали...