Исследование показало, сколько студенты тратят в месяц и на что

Источник: РБК | Дата: 1 неделя назад

Студенты ежемесячно тратят в среднем 33 тыс. руб., следует из результатов исследования, проведенного Центральным университетом и Т-Data (есть у РБК).

Больше всего расходуют студенты таких вузов, как МГИМО (в среднем их траты составляли 49 900 руб. в 2023/24 учебном году), МФЮА (43 100 руб.) и ВШЭ (42 700 руб.). Наименьшие расходы у студентов МИФИ (26 600 руб.), МИЭТ (26 500 руб.) и РНИМУ (25 700 руб.).

Исследование основано на анализе обезличенных транзакций студентов (50 тыс.) — клиентов Т-Банка в возрасте 17—23 лет, регулярно совершавших в течение учебного года платежи на территории более 20 вузов Москвы и Санкт-Петербурга (например, в столовой или магазине канцелярских товаров). При анализе учитывались покупки в офлайн-точках продаж и в онлайне на протяжении 2019—2024 годов, что позволило сравнить уровень трат и потребительские привычки у студентов в разрезе вузов и возраста.

За все время обучения студент бакалавриата тратит примерно 1,6 млн руб., а в магистратуре — около 1,1 млн руб. У первокурсников в среднем уходит на траты 25 тыс. —30 тыс. руб. в месяц, к четвертому курсу или магистратуре расходы приближаются уже к 50 тыс. ежемесячно. Авторы исследования связывают это с тем, что студенты младших курсов преимущественно зависят от родительской помощи, а старших курсов чаще подрабатывают или работают уже на постоянной основе.

Пиковые расходы традиционно приходятся на лето: в 2023/24 учебном году траты за 3 летних месяца на одного студента достигали 107 тыс. руб. Наименьшие траты — в начале учебного года (сентябрь—ноябрь), они составляли около 91 500 руб.

Более трети бюджета студентов уходит на питание. «Примечательно, что в осенние и весенние месяцы студенты чаще выбирают общепит, а не продукты в магазинах: доля общепита по количеству покупок на 3 п. п. превышает долю супермаркетов (30% против 27%). Это подтверждает гипотезу о том, что студенты чаще питаются вне дома, «на бегу», — отмечается в исследовании.

Больше всего тратят на кафе и рестораны студенты МГЮА (21% их бюджета). На онлайн-шопинг у студентов уходит до 10% бюджета. Покупки на маркетплейсах предпочитают больше всех студеныт МПГУ: у них доля онлайн-покупок за весь 2023/24 учебный год составила 11%. Наибольшие любители такси учатся в МГИМО, у которых на это уходит 7% всех расходов за учебный год, а наибольшая доля трат на общественный транспорт — у студентов СПбГУ (5%).

Источник: РБК