Без омывайки, тосола и аккумулятора — как выживали осенью советские автолюбители

Про Казань 2 часов назад 13
Preview

Полвека назад осень воспринималась не просто как смена времён года, а как последний шанс для советского автомобилиста воспользоваться своей машиной перед длительной зимней паузой.

Автомобиль тогда был не просто средством передвижения, а предметом гордости, бережного отношения и часто единственным транспортом на всю семью.

Воспоминания о том времени сохраняют множество характерных деталей. Например, когда температура опускалась к нулю, водитель мог почувствовать, что машина начала терять тягу. Это часто объяснялось тем, что крышку воздушного фильтра не переключили в зимнее положение. Такой мелкий, но важный момент решался буквально за минуту: достаточно было отвернуть три крепления, переставить крышку, и холодный воздух больше не поступал напрямую в карбюратор, а проходил через шланг, подогреваемый от выпускного коллектора. Эффект наступал незамедлительно — двигатель снова работал плавно.

Почему машины ставили «на прикол» зимой

Большинство владельцев автомобилей предпочитали не эксплуатировать свои транспортные средства зимой. Причин было немало:

– автомобили старались сохранить как можно дольше — покупка нового автомобиля была делом редким и непростым;– необходимость в поездках уменьшалась — дачный сезон завершался, а в городских условиях личный транспорт требовался не так часто;– зимняя резина была дефицитом, у многих её просто не было;– масел с пометкой «зимнее» практически не существовало, использовались универсальные варианты;– аккумуляторы зимой часто выходили из строя, а купить новый было сложно — их продавали по записи;– запуск мотора на морозе — целая история, особенно на автомобилях старых моделей.

По сути, эксплуатировать машину в холодный сезон решались единицы — как правило, по необходимости, а не по желанию.

Как справлялись с зимними трудностями

Забота о машине начиналась задолго до снегопадов. Например, вода в бачке стеклоомывателя могла замёрзнуть ещё осенью. Тогда специальные жидкости были, но найти их в продаже было проблематично. Некоторые водители использовали подручные средства — вплоть до водки. Да, аромат был специфический, но работало: жидкость не замерзала, и омыватель продолжал функционировать.

Не только в омывателе применялась вода. Часто ею же наполняли и систему охлаждения двигателя. Летом это было допустимо, но с наступлением первых заморозков водители рисковали — при минусовых температурах вода могла повредить двигатель. Те, кто был опытнее, с утра заливали тёплую воду, подогретую дома, а вечером обязательно сливали её обратно. Только с появлением охлаждающей жидкости типа «тосол» ситуация начала меняться.

Борьба с запотеванием и холодом

Внутри автомобиля тоже было не всё просто. Лобовое и боковые стёкла постоянно запотевали. Помогали или комбинации включённой печки и приоткрытых окон, или старые проверенные способы — протирание стёкол тряпкой. Иногда использовались антизапотеватели, часто немецкого происхождения, но они были редкостью.

Обогрев заднего стекла — роскошь. Такая функция присутствовала только на отдельных моделях, например, на ГАЗ-2410. В остальном — тряпка и терпение.

Как заводили автомобиль без «помощников»

Современные водители привыкли к удобствам: пусковые бустеры, подогрев сидений, дистанционный запуск. В 70-х и 80-х годах всего этого не было. Когда аккумулятор разряжался, помочь мог «кривой стартер» — ручка, которая устанавливалась спереди машины и с помощью вращения вручную запускала двигатель. Этим способом пользовались часто, особенно в морозные утренние часы. Такой механизм сохранялся на легковых автомобилях до начала 90-х, а на грузовиках — ещё дольше.

Провода для «прикуривания» были у многих. Они выглядели просто, не блистали гибкостью, но свою функцию выполняли. Не было принято отказывать другому водителю — помощь в запуске двигателя считалась делом обычным.

Легендарная эпоха — с теплом в памяти

Советская автомобильная действительность отличалась от нынешней кардинально. Тем не менее, несмотря на все сложности, водители справлялись с задачами, проявляя находчивость, терпение и смекалку. Тогда каждый выезд был событием, а подготовка машины к зиме — настоящим ритуалом. Эти воспоминания остаются в памяти не только как бытовые моменты, но и как часть целой эпохи, когда отношения с техникой строились на внимании, опыте и умении слышать даже малейшие сигналы от автомобиля.

Читать продолжение в источнике: Про Казань
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'