Где на Кубани проходили дороги маршалов Советского Союза

Краснодарские известия 8 часов назад 21
Preview

Вместе с тем в биографиях практически не упоминается об их деятельности в нашем городе. Не знает об этом и большинство краснодарцев. А ведь фронтовые дороги неоднократно приводили в столицу Кубани как минимум троих маршалов Советского Союза. С началом Великой Отечественной войны Краснодар стал важнейшим военно-мобилизационным центром на юге России. В 1942-1943 гг. в городе располагались штабы Северо-Кавказского фронта и ряда общевойсковых и воздушных армий.

Накануне великого праздника наш постоянный автор Александр Бурмагин, заместитель атамана Екатеринодарского казачьего отдела, кандидат исторических наук, расскажет нам об этих легендарных военачальниках.

Красные шаровары командира Жукова

Мало кто знает, что судьба дважды связывала с нашим городом выдающегося полководца четырежды Героя Советского Союза, кавалера двух орденов Победы маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.

С лета 1919 года Жуков в составе Красной Армии воевал под Царицыном с войсками Кавказской армии генерала П.Н. Врангеля, которая на 90% состояла из кубанских казаков. Жуков вспоминал: «В сражениях за Царицын кавказская вражеская армия несла тяжелые потери, но и наши войска истекали кровью». В одном из боев осколком гранаты Жуков был ранен в левую ногу и левый бок. После выздоровления его направили на учебу на кавалерийские курсы. В июле 1920-го в составе сводного курсантского полка 2-й Московской бригады курсантов старшина кавалерийского эскадрона Георгий Жуков был направлен на Кубань на врангелевский фронт.

Фото: открытые источники

Эшелоны курсантов прибыли в Екатеринодар и разгрузились на железнодорожном вокзале. Георгий Жуков вспоминал: «В августе наш сводный курсантский полк сосредоточился в Краснодаре, откуда выступил против войск Врангеля, а именно десанта генерала Улагая».

После недолгого отдыха сводный полк выступил на фронт, который к тому времени находился недалеко от города — в районе станицы Тимашевской. На Екатеринодар наступали его старые противники по царицынскому фронту — казаки Кубанской конной дивизии генерал-майора Н.Г. Бабиева. Малочисленный врангелевский десант, как известно, потерпел поражение, его части были эвакуированы обратно в Крым. Однако в лесах и плавнях Кубани еще долгое время продолжали борьбу отряды генерала Фостикова и др.

В октябре 1920 года в Армавире, где в то время находился полевой штаб 9-й Кубанской армии, состоялся выпуск курсантов. Именно на Кубани будущий маршал получил свое первое командирское звание и был назначен командиром взвода 1-го кавалерийского полка 14-й отдельной кавалерийской бригады, с которым участвовал в боях с повстанцами. Как вспоминал Георгий Константинович, он и другие вновь испеченные командиры прибыли в полк в выданных им советской властью красных шароварах, точь-в-точь как герой фильма «Офицеры» комвзвода Трофимов. Это очень не понравилось командиру полка донскому казаку Андрееву, который «глядя на наши красные штаны, неодобрительно заметил: мои бойцы не любят командиров в красных штанах. Что было делать? Эти штаны были у нас единственными, других курсантам не выдавали». Так, в красных галифе, комвзвода Жуков и участвовал в боях в районе станицы Приморско-Ахтарской и вскоре был назначен командиром 2-го эскадрона полка. Только в конце декабря 1920 г. бригада покинула Кубань.

Приказом РВСР №183 комэск Георгий Жуков был награжден высшим и единственным на тот момент в молодой советской республике орденом Красного Знамени. Всего за годы Гражданской войны и последующей борьбы с повстанцами этим орденом в многомиллионной Красной Армии было награждено всего около 15 тысяч человек.

Штаб под станицей Абинской

Наиболее полно и ярко полководческий талант и организаторские способности Г.К. Жукова раскрылись в ходе Великой Отечественной войны.

В начале войны Георгий Жуков был начальником Генерального штаба, затем командовал войсками Резервного и Ленинградского фронтов. В период обороны Москвы с 10 октября 1941-го по август 1942 года командовал войсками Западного фронта. С августа 1942-го стал 1-м заместителем наркома обороны СССР и заместителем Верховного Главнокомандующего. Участвовал в разработке планов крупнейших операций, осуществлял координацию действий фронтов по разгрому немецко-фашистских войск.

В апреле 1943 года по личному поручению Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина маршал Жуков координировал действия Северо-Кавказского фронта по прорыву «Голубой линии» на Кубанском плацдарме.

Начальник оперативного управления Генштаба генерал-полковник С.М. Штеменко вспоминал:

«На следующее утро, 18 апреля (1943 г. — Авт.), мы вылетели в Краснодар. Г.К. Жуков пригласил в эту командировку командующего ВВС А.А. Новикова и Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова. В Ростове дозаправились и оттуда до Краснодара шли на бреющем полете — над Кубанью свирепствовала авиация противника, шло ожесточенное воздушное сражение. Страшно болтало. А внизу цвели сады, ярко зеленели поля.

На Краснодарском аэродроме нас встретил Масленников (командующий Северо-Кавказским фронтом. — Авт.) и повез в свой штаб, куда уже были вызваны командующие 58, 9 и 37-й армиями… Утром 19 апреля мы прибыли на командный пункт 56-й армии под станицей Абинской».

Маршал Жуков участвовал в подготовке наступления в районе станицы Крымской, которая была освобождена 4 мая 1943 г. В последующие дни наступление застопорилось, а 15 мая операция была остановлена. Как пишет генерал Штеменко: «Представителю Ставки делать здесь было нечего. Г.К. Жуков, а с ним и все мы, отбыли в Москву». В Москву делегация Ставки во главе с маршалом Жуковым вылетела с краснодарского аэродрома.

В 1954 г. Георгий Жуков в третий раз прибыл на Кубань. Будучи первым заместителем министра обороны СССР, он инспектировал Армавирское училище летчиков, однако во время этой поездки Краснодар не посещал.

В Краснодаре имя Г.К. Жукова носят микрорайон, одна из улиц, школа №30 и сквер на ул. Красной, где установлен бюст маршала.

Первый кавалерист СССР

Один из пяти первых маршалов Советского Союза трижды Герой Советского Союза Семен Михайлович Буденный неоднократно посещал наш город, а в годы Великой Отечественной более трех месяцев жил в нем: в сентябре-ноябре 1921 г. и в апреле-августе 1942 г.

Фото: открытые источники

В боях на Кубани весной 1920 г. части легендарной 1-й Конной армии Буденного не участвовали в штурме Екатеринодара. Кавдивизии действовали северо-восточнее — на майкопском направлении. Из Майкопа Конная армия была отправлена на польский фронт, а затем участвовала в боях с армией генерала Врангеля в Крыму. Однако уже в июне 1921 г. командование перевело на Кубань части 6-й и 4-й кавдивизий 1-й Конной. Они были размещены в районе станиц Брюховецкой и Лабинской.

Семен Буденный писал: «В первой половине июня дивизии Конармии достигли назначенных для них районов. Так, 6-я Чонгарская дивизия расположилась в станице Брюховецкой, 4-я кавдивизия и ее штаб — в станице Лабинской, 1-я кавбригада — в станице Ярославской, 2-я кавбригада — в станицах Курганной и Михайловской, 3-я — в станице Вознесенской. В Краснодаре находились штаб и части 22-й стрелковой дивизии (начдив И. Шарсков)».

Штаб Конной армии находился в Ростове-на-Дону. Однако в сентябре 1921 г. в целях устранения угрозы захвата Краснодара Кубанской повстанческой армией генерала М.А. Пржевальского и разгрома бело-зеленого движения на Кубани С.М. Буденный был назначен командующим войсками, расположенными на Кубани и в Черномории и прибыл в Краснодар. Штаб командующего располагался в здании штаба 22-й Краснодарской стрелковой дивизии на ул. Красной, 79. В послевоенное время здесь находился штаб армейского корпуса и гарнизонная комендатура.

Фото: открытые источники

Буденный писал: «19 сентября я выехал в Краснодар. Меня сопровождали начальник политического управления округа О.У. Сааков, Г.А. Трушин и П.П. Зеленский. 20 сентября я получил приказ за №1590/оп. В нем говорилось, что в целях лучшей согласованности действий наших частей для полного уничтожения банд РВС СКВО приказывает члену РВС СКВО и командарму 1-й Конной т. Буденному вступить в командование всеми вой-сками, расположенными на Кубани и Черноморье».

Накануне приезда Буденного станица Динская, в районе которой был полностью разгромлен батальон 22-й стрелковой дивизии, была занята казачьими повстанцами генерала Пржевальского. Подошедшие полки 3-й кавбригады не смогли взять станицу и были вынуждены отступить в Старомышастовскую. Только с привлечением всех сил 22-й стрелковой, 6-й и 4-й кавалерийских дивизий Буденному удалось нанести поражение повстанцам и оттеснить их отряды в горы.

После разгрома Кубанской повстанческой армии продолжалась ликвидация отдельных самостоятельно действовавших отрядов. Их насчитывалось около 60 общей численностью 940 штыков и 2350 сабель при 49 пулеметах,

— вспоминал С.М. Буденный.

Только после ликвидации наиболее крупных повстанческих отрядов на Кубани и Северном Кавказе командарм Буденный покинул наш город.

В Краснодаре не упускал возможности побывать на скачках

Будучи инспектором кавалерии РККА, в середине 20-30-х гг. С.М. Буденный неоднократно посещал Краснодар, где инспектировал работу Северо-Кавказской кавалерийской школы горских национальностей и других кавалерийских частей.

Курсант кавшколы Харазия вспоминал: «Первый год моей учебы в школе совпал с пятилетним юбилеем со дня ее открытия. Помнится, на эти торжества, приуроченные ко Дню Красной Армии и Военно-Морского Флота, съехались представители трудящихся во главе с секретарями обкомов партии и председателями СНК автономных республик и областных Советов всего Северного Кавказа. Прибыла также и делегация от Наркомата обороны СССР во главе с инспектором кавалерии прославленным героем гражданской войны С.М. Буденным. Добавлю, что Семен Михайлович непосредственно курировал нашу школу».

В годы Великой Оте-чественной войны с 21 апреля 1942 г. в Краснодаре находился штаб Северо-Кавказского направления, с 20 мая по 6 августа 1942 г. — штаб Северо-Кавказского фронта во главе с командующим маршалом С.М. Буденным. Штаб направления, затем фронта с апреля по 6 августа 1942 г. находился в зданиях Всесоюзного института табачной промышленности им. А.И. Микояна (ныне — ВНИИ табака, махорки и табачных изделий, расположенный на Московской, 42).

В послевоенное время, будучи командующим кавалерией, маршал Буденный неоднократно бывал в Краснодаре, инспектируя кавалерийские части бывшего 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавкорпуса и конезаводы. Находясь в городе, маршал не пропускал случая посетить конноспортивные соревнования, проходящие на Краснодарском ипподроме. Открытый в 1868 г. наказным атаманом Кубанского казачьего войска графом Сумароковым-Эльстоном, ипподром располагался в районе нынешних улиц Дербентской и Спортивной и работал на этом месте до 1967 г. Сегодня на его месте располагается городок Кубанского политехнического университета и жилые дома.

«Кубань и Ставрополье стали моей родиной»

Герой Советского Союза маршал Василий Иванович Петров жил в Краснодаре в ноябре 1941-го — январе 1942 г. и в мае — августе 1942 г. Освобождал Краснодар 12 февраля 1943 г.

Фото: открытые источники

Осенью 1941 г. после ранения, полученного в боях под Одессой, Василий Иванович лечился в одном из сочинских госпиталей. После выписки младшего лейтенанта Петрова направили в Краснодар и назначили командиром сабельного взвода формирующейся в городе 72-й отдельной кавдивизии.

После разгрома Крымского фронта и эвакуации его соединений на Тамань, части 72-й кавдивизии по приказу маршала Буденного были отведены в Краснодар. На их базе в течение двух месяцев в станицах Пашковской и Старокорсунской формировалась 40-я отдельная мотострелковая бригада, в которой В.И. Петров командовал батальоном, затем служил в штабе бригады.

В первых числах августа бригаду перевели из Краснодара на армавирское направление, где она участвовала в оборонительных сражениях под станицами Лабинской и Баговской, а затем под Туапсе. За боевые отличия капитан Петров был награжден своей первой боевой наградой — орденом Красной Звезды.

В третий раз фронтовые дороги вновь привели будущего маршала в Краснодар в феврале 1943 г. Капитан Петров был среди тех, кто 12 февраля 1943 г. освободил наш город от немецко-фашистских захватчиков. Его бригада наступала от ст. Пашковской по современной улице Ставропольской, освобождала ряд центральных кварталов города, в том числе здание краснодарского крайкома партии, над которым было водружено красное знамя.

В своем письме сотруднику Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, одному из ведущих краснодарских исследователей Великой Отечественной войны Надежде Николаевне Суворовой, 96-летний маршал писал:

«Я родился в Ставропольском крае, а воевал с августа 1942-го и до марта 1943 года на Кубани. И эти два края оба стали моей родиной. Жаль, что мы раньше не имели связи между собой. Как можно было бы много рассказать о боях и подвигах солдат и офицеров, известных и безымянных героев. Сейчас силы и память мои все исчерпаны временем и болезнями, в особенности в 2013 году. Я посылаю Вам как символы памяти ряд фотографий, в том числе и военных лет, кто воевал на Кубани, а в руках держу фотографию Никиты Федоровича Цепляева, командира 40 омсбр. Краснознаменная, славная, на редкость боеспособная бригада, единственное механизированное соединение на Кавказском фронте, сформированное в станицах Пашковской и Старокорсунской на базе 72-й кавалерийской Кубанской дивизии. В дальнейшем я воевал на Курской дуге в стрелковой дивизии, а люди в ней, основной боевой костяк, составляли кубанские казаки. До сих пор остаюсь патриотом этих соединений… Извините меня за такой лаконичный ответ и 96-летний возраст».

1 февраля 2014 года прославленного маршала не стало, он ушел на 98-м году жизни.

Василий Иванович Петров был предпоследним из живших на территории современной России маршалов Советского Союза. Последним был маршал Дмитрий Тимофеевич Язов, умерший в 2020 году.

Автор: Александр Бурмагин

Сообщение Где на Кубани проходили дороги маршалов Советского Союза появились сначала на Краснодарские известия.

Читать продолжение в источнике: Краснодарские известия
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'