Это здание прослужило краснодарским «балаганным» династиям более полувека. Мы расскажем о судьбе «летающей тарелки», чем цирк так запомнился нашим горожанам и что его ждет в будущем.
С чего все начиналось
История цирка в Краснодаре берет свое начало в 1880 году, когда в город стали приезжать балаганы с заезжими артистами. Первые представления проходили на импровизированных площадках, как и во многих других городах того времени. Гастроли были нечастыми и обычно приурочивались к рыночным ярмаркам. Однако тяга кубанцев к зрелищам и представлениям постепенно росла, и в 1908 году в Екатеринодаре построили первое стационарное здание для цирка — деревянное сооружение на углу улиц Гудимы и Мира, недалеко от особняка известного промышленника и мецената Лю Трахова, который и сегодня радует глаз своей архитектурой.
Появление стационарного цирка на 1000 мест стало важной вехой в истории Краснодара, инициированной лесоторговцем В. Шуховым. Особенностью здания были отопление и электрическое освещение, что позволяло принимать гастролирующие труппы круглый год.
В 1911-1930 годы в южной столице функционировал цирк М. Злобина «Цирк — наша Родина». Здесь выступали коллективы под руководством И. Лебедева, А. Лапиадо. Однако в 1930 году здание было перепрофилировано в мюзик-холл, что на 40 лет лишило горожан возможности посещать стационарные цирковые представления. Гастролирующие артисты стали приезжать реже, в последующие годы цирковые представления давали в городском парке.
Знаменитая «летающая тарелка»
В 1967 году началось строительство нового цирка возле Сенного рынка. Проект арены на 2 тыс. мест разработало главное проектное бюро Московского НИИ зрелищных зданий и спортивных сооружений. Над ним работали архитекторы М. Шульмейстер, Ю. Моторин, А. Кудрявцев, инженеры А. Титов, Т. Лебедев, М. Глинкин, руководитель проектной мастерской Ю. Шварцбрэйм. Первый, кстати, участвовал в проектировании знаменитого санатория «Сочи», построенного в 1965 году. Технический надзор над строительством осуществлял Р. Вартаванянц, с 1970 года — после открытия Краснодарского цирка — ставший его главным инженером.
Конструктивной основой здания стали железобетонные колонны и металлические тавровые балки, изготовленные на Николаевском судоремонтном заводе. Купольная часть выполнена из металлических полуарок, опирающихся на железобетонный пояс. Здание не уникально — это типовой проект, и аналогичные есть также в Грозном, Ставрополе, Гомеле и Запорожье.
При строительстве Краснодарского цирка был применен новаторский для своего времени инженерный прием: опалубка и металлический каркас сжимались специальными пружинами в процессе заливки бетона. После затвердевания смеси пружины убирали, и бетон приобретал дополнительную прочность благодаря созданному напряжению.
Это решение позволило не только воплотить в жизнь смелый архитектурный замысел, но и сделать проект более экономичным. Благодаря этому в конце 1960-х — начале 1970-х годов советские архитекторы активно использовали бетон и металл для создания зданий в стиле «летающей тарелки».
От блеска софитов до упадка
Арена Краснодарского цирка помнит выступления настоящих легенд: здесь блистали Карандаш (Михаил Румянцев) и клоун Олег Попов, покоряли публику дрессировщики из знаменитой династии Запашных, удивлял иллюзионист Игорь Кио. На протяжении многих лет на этой сцене выступали практически все сильнейшие цирковые труппы Советского Союза, народные артисты СССР и России.
Но к началу 2000-х здание цирка, в котором с открытия в 1970 году не было ни одного капитального ремонта, технически и морально устарело. Многие цирковые артисты начали отказываться от выступлений. Здание и территория вокруг него требовали реконструкции, но собственник денег на это не выделял. Цирк продолжал ветшать.
После более чем полувековой истории в 2014 году Краснодарский цирк перешел под управление Министерства культуры Краснодарского края, получив новый статус — Государственное автономное учреждение культуры.
Здание, служившее домом для многих поколений цирковых артистов, к тому времени находилось в критическом состоянии. В 2018 году было объявлено о масштабной реконструкции с частичным сносом, а в 2020 году на эти цели выделили почти два миллиарда рублей. Но, к сожалению, пандемия и другие глобальные события внесли коррективы в планы.
Сегодня проект реконструкции разделен на два этапа. Первый включает демонтаж устаревших элементов, таких как бассейн фонтана и инженерные сети. На втором этапе планируется восстановить здание цирка и создать современный подземный паркинг на 192 автомобиля. Согласно проекту, после реконструкции цирк сможет вмещать до 1,8 тысячи зрителей.
Всегда ждала… антракта
Меня, помню, в цирк водили нечасто. Но семья готовилась к этому походу заранее. Какое-то щемящее предвкушение чего-то невероятного — вот что всплывает в памяти, когда думаю о цирке моего детства. Мы ходили всей семьей, и эти походы становились настоящим событием. Занимали свои места, гас свет, начиналось представление. Это, конечно, было здорово: клоуны, медведи на велосипедах, жонглеры с тарелками. Но для меня главным аттракционом был антракт.
В те времена под самым куполом спускали своеобразные качели. Не какие-то там самоделки, а вполне добротные конструкции — обвитые кожей, с ручками и опускающимся креплением для безопасности. И очередь к ним всегда стояла огромная. Но я умела выпрашивать.
Сотрудник цирка, улыбаясь, помогал мне забраться, я садилась, крепко хваталась за ручки, и… взлетала! Все выше и выше! Земля уходила из-под ног, лица зрителей внизу становились все меньше, а разноцветные огни сияли особенно ярко. Дух захватывало от ощущения полета, казалось, что можно дотянуться до самого купола цирка. Это была невероятная свобода и восторг.
Сейчас, конечно, многое изменилось, и подобных аттракционов уже не встретишь. Но те качели под куполом я вспоминаю с теплой ностальгией — это было действительно здорово, одно из самых ярких впечатлений детства.