Первые такие фильмы уже вышли на экраны и вызвали неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. Успехи есть, но и вопросов пока остается немало.
Как это стало возможным?
Современные алгоритмы машинного обучения способны анализировать огромное количество информации: сценарии успешных фильмов, стиль известных режиссеров, структуру монтажа и даже музыкальное сопровождение. На основе этих данных ИИ может научиться строить сюжет, подбирать правильные кадры, настраивать свет и даже накладывать звуковые эффекты.
Процесс выглядит примерно так: сценарий пишется ИИ на основе анализа сотен сценариев успешных фильмов, затем алгоритм создает визуальный ряд, подбирает ракурсы, цвета и даже стиль съемки, опираясь на успешные примеры из киноиндустрии. В итоге получается фильм, созданный практически без участия человека.
Каковы успехи?
Одним из фильмов, созданных искусственным интеллектом, стала короткометражка Sunspring (2016). Сценарий к ней написал алгоритм под руководством режиссера Оскара Шарпа. Результат получился довольно странным: диалоги кажутся бессвязными, а сюжет — запутанным. Но, несмотря на это, фильм вызвал интерес у публики и критиков, потому что это был первый шаг к полноценному ИИ-кино.
В 2022 году вышел еще один экспериментальный фильм, созданный с помощью нейросети, — The Crow. Алгоритм написал сценарий, подобрал актеров с помощью генерации лиц и даже смонтировал фильм. Критики отметили, что визуально фильм вышел качественным, но сюжету все же не хватило глубины эмоций и неожиданностей, которые может привнести только человеческий взгляд.
Почему это работает?
ИИ отлично справляется с техническими задачами: монтаж, цветокоррекция, выбор музыки и даже логика построения сюжета. Нейросети анализируют огромное количество успешных фильмов и выявляют закономерности: какие ракурсы привлекают внимание, какие диалоги лучше запоминаются, какие сюжетные повороты вызывают эмоции. Благодаря этому такие фильмы выглядят профессионально и следуют проверенной формуле успеха.
Критика: они без души
Главная проблема фильмов, созданных ИИ, — это отсутствие души. Алгоритм может просчитать, какие сцены тронут зрителя, но он не способен передать настоящие эмоции. Искусство всегда строилось на личном опыте художника, на его чувствах и взгляде на мир — именно это делает фильм уникальным.
Критики также опасаются, что массовое использование ИИ приведет к однообразию в кино. Если все алгоритмы будут обучаться на одних и тех же успешных фильмах, в итоге они начнут выдавать похожие сюжеты и визуальные решения. Кино рискует стать серийным продуктом, созданным по одной формуле.
Есть и этическая сторона вопроса. Если ИИ создает фильм, то кому принадлежат авторские права: разработчику алгоритма? владельцу программы? Или искусственный интеллект можно считать полноценным автором? Пока на эти вопросы нет однозначного ответа.
Творческое видение — за человеком
На данный момент ИИ вряд ли сможет полностью заменить режиссера. Скорее, искусственный интеллект станет инструментом, который поможет ускорить процесс создания фильмов, улучшить качество изображения и звука, сделать спецэффекты более реалистичными. Но творческое видение, чувство стиля и способность передать эмоции все же остаются за человеком.
Возможно, в будущем мы увидим полноценный блокбастер, созданный искусственным интеллектом. Но пока кино остается областью, где важен именно человеческий взгляд на мир — со всеми его эмоциями, несовершенствами и неожиданностями.
Сообщение Когда режиссер — алгоритм: первые фильмы, созданные нейросетью появились сначала на Краснодарские известия.