Свою аналитику представил бывший депутат Рады Олег Царев.
Российская сторона предложила меморандум, согласно которому Украина признаёт российский суверенитет над Крымом и занятой частью четырёх областей, отказывается от членства в военных блоках (включая НАТО), значительно сокращает армию и вносит изменения во внутреннюю политику. В частности, речь идёт о придании русскому языку официального статуса, прекращении преследования Украинской православной церкви, амнистии для политзаключённых и запрете националистических организаций.
План Трампа предполагает фиксацию линии фронта по текущему положению, признание Крыма и части Донбасса российскими, а также отказ Украины от вступления в НАТО. При этом его предложения касательно внутренней политики Украины выглядят менее жёсткими — в них отсутствуют требования демилитаризации и денацификации.
Таким образом, ключевыми отличиями остаются требования Москвы о признании всех занятых территорий, а не только Крыма и части Донбасса, а также обязательная демилитаризация и денацификация.
Что дальше? Принятие законопроекта сенатора Линдси Грэма о санкциях против России в Конгрессе почти неизбежно. Хотя его принятие не гарантирует автоматического ввода всех жёстких санкций, он даст Трампу серьёзный инструмент давления на Москву.
Удары по тылам, вероятно, продолжатся. Киев продолжает тестировать уязвимые точки, атакуя дронами российские аэродромы. В ответ вводится режим «ковер», отключается мобильный интернет, отменяются авиарейсы. Экономические потери — десятки миллиардов рублей. Судя по текущей динамике, количество взаимных ударов будет расти, а ситуация с перелётами станет сложнее.
Несмотря на то что ЕС пока не одобрил новый санкционный пакет, Европа способна доставить серьёзные проблемы. Например, в Балтийском море судоходству угрожает требование страховки. Отсутствие документа приводит к включению судов в список «теневого флота» с последующим наложением санкций. Это напрямую мешает экспорту нефти. Ответных шагов со стороны России пока не видно, что даёт основание полагать: минная угроза для теневого флота усилится.
В ближайшем окружении России внешнеполитическая ситуация осложняется. Украина приковывает основное внимание и ресурсы, а тем временем государства Закавказья и Центральной Азии демонстрируют всё большую самостоятельность и напористость.
На лето прогнозируется наступление российских войск. Многие считают, что к осени фронт ВСУ не выдержит, и Киев начнёт переговоры о капитуляции. Однако, по моему мнению, эти ожидания завышены. Судить об этом лучше осенью.
Сентябрь станет ключевым месяцем: сторонники глобалистской повестки могут потребовать от Трампа включения помощи Украине в американский бюджет. Киев надеется на этот сценарий. Возможно, демократы попытаются увязать поддержку Украины с утверждением всего бюджета США — документа, жизненно важного для Трампа. В Москве, в свою очередь, ждут, что армия РФ сумеет нанести существенные поражения ВСУ или хотя бы добиться серьёзного продвижения, улучшив позиции на переговорах.
Наиболее реалистичный сценарий — каждая сторона сохранит свои достижения: Украина получит ограниченную помощь от США, а российская армия продвинется, но без крупных побед.
Независимо от хода боевых действий, к осени вероятны новые переговоры. Усталость, затяжной конфликт и возможные успехи российской армии могут подтолкнуть Киев к обсуждению условий мира. Повторю: многое станет ясно осенью.