Триумф «Аноры» на «Оскаре» встретили через губу и Бесогон, и бес: критика фильма объединила его высокопревосходительство Никиту Михалкова и иностранного агента Антона Долина. Таких людей, казалось бы, не объединяет ничто, кроме родного языка и биологии организма. «Анора» смогла и это.
Правда, претензии к фильму у них разные. Первый не увидел шедевра и не понимает, почему к «Аноре» столько внимания. Второго корежит от нормализации в американском кино всего русского, а «Анора» – фильм про хороших русских. Не про «хороших русских», под которыми иностранные агенты понимают национальных предателей, а без кавычек – просто про людей, лишенный политической нагрузки.
Богато представленную в картине русскую олигархию хорошими русскими, правда, не назовешь, но ее и сами русские недолюбливают.
Прочие образы – от русской эскортницы (актриса Майки Мэдисон) до русского решалы в «спортивках» и с битой (тот самый Юра Борисов) – тоже не предел мечтаний для нации с традиционными ценностями, но в том то и фокус, что через отрицательный шаблон в героях «Аноры» проступает человечность.
Борисов не какой-то особенный русский – герой 1 на миллион, отринувший имперские амбиции, а просто хороший парень – естественный, как лысина.
«Почему ты не будешь меня насиловать?», – этим вопрос героиня как будто загоняет в угол. «Потому что я не насильник», – отвечает Борисов, явно удивленный такому вопросу.
Таким вопросам в нынешних США удивляться не должны: 3 года специально подобранные люди рассказывали местным телезрителям, что русские умеют только две вещи: помимо того, чтобы насиловать, – также убивать. Но на четвертый год второй холодной войны кинопремия «Оскар» вдруг заявляет: а русские-то, оказывается, бывают хорошими и это для них в общем-то нормальное дело.
Разве что квартирный вопрос их немного испортил, но это уж как обычно.
Маргинальность проституточьей тематики в данном случае смущать не должна: режиссер Шон Бейкер снимает фильмы только про проституток и проститутов, увещевая их не обижать. И не обидели: при шести номинациях у «Аноры» – 5 побед, из них 4 - лично у Бейкера как продюсера, режиссера, сценариста и монтажера. Такой, как у него, результативности на «Оскаре» вообще ни у кого не было.
Мэдисон унесла награду за лучшую женскую роль, так что Борисов с его ролью второго плана – единственный неудачник из «аноровских» номинантов, но киноакадемию тоже можно понять, у нее свои традиционн...