«Формуле-1» – 75 лет. Главное о каждом сезоне – ультракоротко

Fine-news 9 часов назад 32
Preview
«Формуле-1» – 75 лет. Главное о каждом сезоне – ультракоротко

В 2025-м «Формула-1» празднует 75-летие – в 1950-м началась ее официальная хронология с первого этапа «чемпионата мира среди пилотов в классе «Формулы-1».

Старт прошел на Гран-при Великобритании – и серия вновь здесь.

Сколько же всего уложилось в эти 75 лет! Вспомним самое важное?

50-е: первые рекорды, инновации и новые этапы за пределами Европы

1950: Официально первый год «Формулы-1», хотя чемпионат мира существовал и раньше – и как гонки в классе «Формула-1», и Гран-при. Просто теперь все сошлось.

Начинают на болидах, спроектированных до Второй мировой, но пионеры вроде «БРМ» уже пытаются изобрести что-то новенькое – например, экспериментировать с турбонаддувом на V16. Первый победитель и чемпион – Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео».

1951: Последний год использования разношерстной и еще довоенной техники для Гран-при. Первая победа «Феррари».

1952: «Ф-1» гоняется по правилам… «Ф-2». Чемпион Фанхио пропускает сезон. Основан «Лотус» – одна из самых инновационных команд в истории.

1953: «Ф-1» получает первого многократного чемпиона мира – Альберто Аскари на «Феррари»! Первая гонка в календаре чемпионата мира за пределами Европы, которая не «Инди-500» – Гран-при Аргентины. 

1954: Победный дебют легендарного «Стримлайнера» «Мерседеса» – машина с закрытыми колесами на скоростных трассах побеждает «традиционные» болиды.

1955: Хуан-Мануэль Фанхио выигрывает третий титул и бьет рекорд «многократности». «Мерседес» завершает гоночные активности до 1985-го из-за кошмарной аварии Левега на «24 часах Ле-Мана» с гибелью зрителей.

Аскари топит болид в лагуне Монако, счастливо спасается и погибает через 4 дня во время тестов в Монце.

1956: Фарина проваливает квалификацию на «Инди-500» – после редкой попытки совместить «Ф-1» с американской гонкой.

1957: Фанхио выигрывает сумасшедший пятый титул и устанавливает рекорд всех времен. Уходит из постоянного участия в Гран-при в 46 лет. Дебют первого болида «Ф-1» с расположением мотора позади пилота. 

1958: Первый розыгрыш титула среди конструкторов – и его забирает «Вануолл». Первый старт «Лотуса» в Гран-при. Первый Гран-при чемпионата мира в Африке – Марокко! Дебют Брюса Макларена. Суперуспешная «Мазерати» уходит, но ее болиды остаются клиентскими и частными до 1960-го.

1959: Триумф болида с расположением мотора позади пилота, на середине шасси – «Купера» Т51. Первый Гран-при США.

60-е: Прощание с «Инди-500», первые неевропейские производители, рекламная революция, запуск лучших частников

1960: Последнее включение «500 миль Индианаполиса» в календарь «Ф-1». Дальше пути американских серий вроде «Индикара» и «Ф-1» расходятся.

Первый нееверопейский производитель – американский «гаражист» «Скараб» со своим мотором. «Феррари» впервые экспериментирует с моделью для аэротрубы.

1961: Гонщики Гран-при основывают профсоюз ради борьбы за безопасность и правила допуска к гонкам – во главе со Стирлингом Моссом. Он же в том году одерживает самую странную победу на Гран-при Монако – с полуразобранной машиной из-за проблем с охлаждением.

1962: Двукратный чемпион «Ф-1» Джек Брэбэм уходит в собственную команду-конструктор.

1963: Основана первая версия команды и компании «Макларен».

1964: Первый полноценный заводской неевропейский производитель – «Хонда». Чемпион – бывший лучший мотогонщик мира Джон Сертис, первый и единственный в своем достижении. 

1965: Первая победа неевропейского производителя – «Хонда» на Гран-при Мексики. Пол Хокинс улетает в лагуну Монако и топит в ней болид – зато сам выживает. После этого правила безопасности ужесточаются.

1966: Брэбэм побеждает в чемпионате пилотов и команд как лидер и автор-конструктор, доказав возможность успеха такой модели.

1967: Первый раскат самого успешного мотора в истории – «Косуорт» DFV (впереди 20 лет Гран-при и более 200 побед).

1968: Первая спонсорская ливрея – на клиентском болиде «Брэбэма» личной команды Джона Лава из Родезии (сейчас Зимбабве). Он первым в истории забрендировался под табачников для оплаты участия.

Начало коммерциализации «Ф-1». Гран-при Испании – полностью спонсорская ливрея «Лотуса». Первые задние и передние антикрылья – на «Лотусе» и «Феррари».

1969: Первый бойкот Гран-при профсоюзом гонщиков ради повышения безопасности – под руководством Джеки Стюарта пилоты отказываются выходить на старт на старом «Спа-Франкоршаме». Сработало – трек приводят к нынешней конфигурации без самых адских зон.

70-е: приход Экклстоуна, сдвиги безопасности, первые зарплатные рекорды, турбомоторы и первая Академия

1970: Второй бойкот – теперь «Северной петли Нюрбургринга». Дело опять в безопасности – ведь тогда гонки не останавливали даже при авариях с пожаром, как на Гран-при Испании.

1971: Первый год Берни Экклстоуна как владельца команды «Ф-1» – «Брэбэма».

1972: Триумф Фиттипальди на «Лотусе» 72 – болид с клиновидной формой и боковыми радиаторами формирует новый облик «Ф-1». Основана «Даллара» – центр любого аутсорса в «Ф-1». 

1973: Первый существенный зарплатный рекорд – $400 тысяч Джеки Стюарта. Гонщики начинают круто зарабатывать. Первый выезд автомобиля безопасности – желтого «Порше» на Гран-при Канады.

1974: Ники Лауда переходит в «Феррари» как падаван Клэя Регаццони.

1975: Первое появление карбона в «Ф-1»: на болиде GH1 команды «Эмбасси Хилл» из него делают стойки для задних антикрыльев.

1976: Ники Лауда чуть не сгорает заживо в аварии на «Нюрбургринге». Возвращается через 40 дней и продолжает битву за титул, которую проиграл в последней гонке Джеймсу Ханту – в эпичнейшей схватке. А старый «Нюрбургринг» бойкотируют навечно.

Появление первых пневматических шуруповертов и домкратов для ускорения пит-стопов. Первый Гран-при в Азии – в Японии под горой Фудзи.

1977: Желтая «Рено» впервые на треке – и турбоэра официально открывается. Наступает и эпоха «граунд-эффекта» – с «Лотусом» 78.

Известный табачный бренд совместно с Джеймсом Хантом начинает попытки продвижения юных пилотов – первым протеже становится Жиль Вильнев, затем – Ален Прост. Далее по их примеру запустятся академии и программы «Мерседеса», «Феррари», «Лотуса» и самая успешная на данный момент – «Ред Булл». Банкротство и закрытие первого британского гиганта – «БРМ».

1978: Первый приход арабских денег: «Уильямс» открывает историю на спонсорские вложения от Саудовской Аравии. Титул выигрывает последний успешный американский пилот на данный момент – Марио Андретти. Ники Лауда впервые в истории выбивает контракт пилота на миллион долларов у «Брэбэма».

Экклстоун возглавляет менеджерское подразделение «Ф-1» и начинает продвигать централизованную коммерческую продажу ТВ-прав, а также заниматься всем бизнесом серии.

1979: Ники Лауда поднимает рекорд гонорара до $2 млн. Последний «клиентский» болид – мексиканская команда «Ребак» с «Лотусом» 79.

80-е: карбоновая революция, пит-стопы, крэш-тесты, первая активная подвеска и полдюжины легендарных альянсов

1980: Первый титул «Уильямса» – и личный, и командный.

1981: Запуск нынешнего «Макларена» на деньги ближневосточных инвесторов TAG – компании саудовско-сирийских бизнесменов, приходивших в высокие технологии. Первый Договор согласия между командами, «Ф-1» и регулятором на соревнования и разделение коммерческой части. Первое полноценное появление карбона – шасси «Макларена» МР4/1.

1982: Последний и самый явный бойкот гонщиков – отказ соревноваться на Гран-при ЮАР ради отвязки суперлицензий от команд. Фото ночевки на полу в отеле – теперь легенда. Первая дозаправка – на «Брэбэме» во время Гран-при Австрии.

Кеке Росберг берет титул всего с одной победой в сезоне. Гибель Жиля Вильнева. Его напарник Дидье Пирони, лидировавший в чемпионате мира, попадает в страшную аварию, ломает ноги и навсегда прощается с «Ф-1».

1983: Последний рев «Косуорта» DFV. Первый титул на турбомоторе – Пике на «Брэбэм-БМВ» мощью 1400 л.с. «Феррари» выигрывает Кубок конструкторов, хотя ее лучший пилот Рене Арну завершает сезон только третьим в общем зачете! Приход «Порше».

1984: Первое объединение «Феррари» с теперь очень известным табачным брендом – сперва через вставку размером с открытку: начало самого денежного и легендарного партнерства в истории «Ф-1». Бан дозаправок. И первый сезон Айртона Сенны!

1985: Первый Гран-при Австралии в календаре. Первые обязательные крэш-тесты машин для допуска в «Ф-1». Запрет командам выставлять больше двух машин на Гран-при – и первая запись с борта болида, переданная в прямой эфир (на Гран-при Германии).

1986: Приход «Бенеттона» в «Ф-1» – революция рекламы и маркетинга через собственные гоночные команды. В будущем компании вроде «Ред Булл» пойдут тем же путем. Внедрение обязательных бригад медиков, пожарных и медвертолета на каждом Гран-при после гибели Элио де Анджелиса на тестах во Франции.

1987: Первый эксперимент «Уильямса» с активной подвеской на FW11B.

1988: Первый акт битвы Сенны и Проста в составе «Макларена», 15 побед болида MP4/4 в 16 Гран-при. Айртон свергает звездного напарника. Первая машина современной формы и с планом последовательных обновлений – «Лейтон Хаус» Эдриана Ньюи. Первое «заказное» шасси – «Даллары» для «Скудерии Италии».

1989: Вновь рев атмосферников – турбо запрещены. Крэш Проста и Сенны в Японии, уход Алена в «Феррари».

90-е: Гибель Сенны и «Брэбэма», восхождение Шумахера и Ньюи, роботизация и компьютеризация, последняя (пока) девушка за рулем в гонке

1990: Еще один крэш Проста и Сенны в Японии – теперь уже нарочный вынос со стороны Айртона. Звучит легендарная фраза «Если ты не идешь в любое открытое пространство – ты не гонщик» в самозащиту.

Заводская моторная лихорадка: попытки гигантов вроде «Ламборгини», «Субару» и «Ямахи» быстро догнать обычных поставщиков и специализированных частников вроде «Джадд» и «Илмор» (будущий «Мерседес»).

1991: Последняя победа машины с ручной коробкой передач. Дальше – только робот и подрулевые лепестки. Дебют в «Ф-1» «Джордана» и Михаэля Шумахера.

1992: Первая полноценная активная гидравлическая подвеска – на всесокрушительном болиде «Уильямса» FW14B. Банкротство «Брэбэма». Последнее на данный момент появление женщины за рулем болида «Ф-1» как боевого пилота – Джованны Амати.

1993: Механики «Макларена» впервые обслуживают болид «Ф-1» быстрее 5 секунд на пит-стопе – благодаря языку жестов и новой расстановке.

Бан активной подвески и электронных помощников. «Беннеттон» впервые применяет «виртуальную аэротрубу» – CFD. Дебют «Заубера» – первоначально как первый шаг к возвращению «Мерседеса» в «Ф-1».

А на Гран-при Испании подиум единственный раз в истории делят Михаэль Шумахер, Ален Прост и Айртон Сенна – по итогам карьер 14 титулов, 183 победы и 166 поулов на троих.

1994: Возвращение дозаправок. Айртон Сенна погибает в Имоле в попыткеопередить восходящую звезду – Михаэля Шумахера. Немец выигрывает ту гонку, как и первые две, берет первый титул. А также воссоздает профсоюз гонщиков для борьбы за повышение безопасности. Последний сезон старого «Лотуса». 

1995: Первый год рева того самого V10 параллельно с последними раскатами того самого V12. Мика Хаккинен запускает индустрию гоночной физиотерапии и тренерства через восстановление после аварии при помощи доктора Хинтцы и коуча Марка Арнолла. Возвращение «Мерседеса» как моториста.

1996: Первый год Шумахера в «Феррари»! И альянс тут же изобретает рули-суперкомпьютеры, которые мы и сейчас знаем. Первый успешный переход из «Индикара» напрямую в «Ф-1» – Жак Вильнев, моментально ставший вице-чемпионом. Первая попытка запуска интернет-стриминга через F1 Digital.

1997: Битва Шумахера с Вильневом за титул достигает пика в финальном Гран-при: Михаэль и Жак сталкиваются, немец сходит и проигрывает, канадец доезжает и выигрывает. «Макларен» первым пробует технологию симулятора для пилота – ради виртуальной проверки обновлений, поиска настроек и знакомства с трассой. Дебют команды «Стюарт» с поддержкой «Форда» и Джеки Стюартом во главе.

1998: Новый аэродинамический регламент запускает в битву за титулы Мику Хаккинена на «Макларене» от Эдриана Ньюи. Машины приобретают узкую форму и проработанный диффузор – оба тренда ввел именно британский гений, и они сохранятся в «Ф-1».

1999: Вильнев уходит в собственную команду «БАР» – будущую «Хонду», которая превратится в доминирующий «Мерседес». И становится последним в истории действующим пилотом с акциями своей команды.

00-е: создание легенды «Феррари», суперкомпьютеры и симы, скачок трат, бан табачных спонсоров, приход «Ред Булл»

2000: Первый чемпионский титул Шумахера за «Феррари» и начало нового доминирования. Все команды пытаются скопировать подход Скудерии к агрессивной стратегии коротких быстрых отрезков между дозаправками.

2001: Попытки сдержать разгоняющийся локомотив «Феррари»: разрешение электронных помощников пилота вроде трэкшн-контроля, антипробуксовочной системы и полностью автоматической трансмиссии. Возвращение «Мишлен» и новая фаза «шинных войн».

2002: «Тойота» выносит дверь в «Ф-1» с невиданными тратами под 600 млн в год – запуская разгон гонки бюджетов. «Феррари» привозит двойной отрыв «Уильямсу».

2003: Михаэль Шумахер обновляет рекорд по количеству личных титулов, который Фанхио удерживал 46 лет – с 1957-го. Остальная «Ф-1» переходит на суперкомпьютеры – «Заубер» заказал у DALCO 18-тонный агрегат для обсчета аэродинамики!

2004: «Ред Булл» купил команду «Ягуара». Первый ближневосточный Гран-при – в Бахрейне, дебют Гран-при Китая.

2005: Алонсо орет «Si Tomaaa» впервые как чемпион мира – конец эры той самой «Феррари». И рева того самого V10. «Ред Булл» купил вторую команду – итальянскую «Минарди».

2006: Первая прощальная гонка Михаэля Шумахера. Последний год гонок на спонсорские деньги табачных компаний. И первый год рева не менее «того самого» V8.

2007: Алонсо блокирует Хэмилтона в боксах во время квалификации Гран-при Венгрии и не дает напарнику уехать на быстрый круг. Титул из-за их схваток уходит Райкконену с преимуществом в 1 балл, а «Макларен» впервые в истории «Ф-1» штрафуют на 100 млн за шпионаж.

2008: Масса уезжает с пит-стопа в Сингапуре с топливным пистолетом и сжигает шансы на чемпионство, Пике-младший нарочно разбивает болид о барьер и помогает Алонсо победить, а в Бразилии все венчает эпическое «Это Глок?!», и Хэмилтон впервые берет титул.

2009: Едва выживший после ухода «Хонды» «Браун» без бюджета привозит всем в первой же квалификации полсекунды. Мир потрясают кадры аварии Фелипе Массы на Гран-при Венгрии. Из-за мирового финансового кризиса уходят «Тойота», «БМВ», «Рено» и «Хонда».

10-е: эра «Ред Булл» и «Мерседеса», гибриды, американская революция новых владельцев «Либерти Медиа»

2010: Возвращение «Мерседеса» с Шумахером – развал немецкого альянса с «Маклареном». Возвращение бренда «Лотуса». Финальный бан дозаправок.

2011: 15 поулов и 11 побед Феттеля в 19 гонках – первый по-настоящему доминирующий год «Ред Булл».

2012: Алонсо потрясенно смотрит мимо камеры на финальном Гран-при Бразилии после проигрыша титула с разрывом в 3 балла. Последние гонки (и подиум) Шумахера.

2013: Первый сезон Хэмилтона за «Мерседес», 9 побед Феттеля подряд и финальные аккорды мотора V8. Первый пит-стоп быстрее 2 секунд: «Ред Булл» обслуживает болид Марка Уэббера за 1,93 секунды.

2014: «Мерседес» нокаутирует пелотон супермотором с первого же Гран-при.

2015: Дебют Ферстаппена в 17 лет и возвращение «Хонды».

2016: Хэмилтон оттормаживает Росберга в Феттеля и Ферстаппена на последних кругах Гран-при Абу-Даби, но Нико все равно берет титул и уходит, доказав возможность победы над Льюисом. Триумф Макса в первом же Гран-при за «Ред Булл» и гениальный дождевой Гран-при Бразилии. Возвращение заводской «Рено».

2017: Крэш Феттеля, Райкконена и Ферстаппена на Гран-при Сингапура дарит Хэмилтону победу и легкую дорогу к титулу. «Либерти Медиа» покупает «Ф-1» и отправляет Берни Экклстоуна на пенсию. Новый «самый титулованный подиум в истории «Ф-1»: Феттель, Ферстаппен и Хэмилтон занимают топ-3 на Гран-при Китая, в сумме – 15 титулов, 222 победы и 204 поула.

2018: Гран-при в Баку как квинтэссенция года: крэш Ферстаппена и Риккардо (потом – побег Дэна из «Ред Булл»), Алонсо доезжает в боксы на двух колесах, выходит последним и финиширует в очках, у Боттаса взрывается шина на последнем круге и он упускает победу. Перезапуск собственного интернет-стриминга – F1TV. Партнерство «Хонды» с империей «Ред Булл».

2019: Старт новой перестройки «Макларена». Она завершилась в конце 2023-го. На Netflix дебютирует документалка Drive To Survive.

20-е: конец эры «Мерседса», доминирование Ферстаппена, Хэмилтон в «Феррари», Голлиивуд на стартовой решетке

2020: Пустые трибуны ковидного сезона, первый черный «Мерседес» и Хэмилтон, догоняющий Шумахера по титулам и победам. Семья Уильямс продает команду американскому инвестиционному фонду Dorilton Capital в предбанкротном состоянии и уходит. Ромен Грожан чуть не погибает в шаре огня на Гран-при Бахрейна – но вылезает из пламени почти целым. 

2021: Хэмилтон выбивает Ферстаппена на первых кругах Гран-при Великобритании. Ферстаппен наезжает на Хэмилтона на Гран-при Италии. Выталкивает с трассы на Гран-при Бразилии. И обгоняет на последнем круге Гран-при Абу-Даби – эра доминирования «Мерседеса» завершена. Первый спринт.

2022: Абсолютно новые революционные правила под обгоны, уравнение машин и битву на трассе. Потолок расходов.

2023: 19 побед Ферстаппена и 21 победа «Ред Булл» в 22 Гран-при – самый доминирующий сезон в истории. И с ними партнерится «Форд». Параллельно с гонками в том же паддоке снимают голливудский фильм с Брэдом Питтом про воображаемую 11-ю команду. Первый Гран-при, организованный с нуля самой «Ф-1» с возведением трассы и паддока – Вегас.

2024: 4 команды оформляют дубль, 10 гонщиков поднимаются на подиум, 7 выигрывают – самый конкурентный сезон за два десятилетия. «Ауди» выкупает «Заубер». «Рено» закрывает программу моторов – под перевод заводской команды на моторы «Мерседеса».

2025: Хэмилтон переходит в «Феррари»! «Макларен» вновь доминирует. «Кадиллак» объявляет о приходе в «Ф-1». Первое использование ИИ в судействе – контроле над границами трассы. Первая общая презентация сезона от всех команд.

А какое ваше воспоминание – самое любимое и важное за всю историю «Ф-1»?

Что еще почитать о 75-летии «Формулы-1»? 

Фото: Gettyimages/Bryn Lennon / Staff, Clive Mason / Staff, Vladimir Rys / Staff, Mark Thompson / Staff, Bettmann / Contributor, David Cairns / Stringer, GP Library / Contributor, Steve Powell / Staff, Mike Powell / Staff, Christof Koepsel / Staff, Peter Van Egmond

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'