
Крупнейшие университеты Китая массово внедряют использование генеративного ИИ в образовательный процесс, поощряя студентов и преподавателей к его регулярному применению. Согласно опросу исследовательской группы Mycos Institute, только 1% опрошенных преподавателей и студентов заявили, что никогда не использовали ИИ-инструменты в работе или учёбе. Около 60% пользуются ими несколько раз в день или неделю.
В отличие от западных вузов, где до сих пор обсуждаются риски для академической честности, китайские университеты рассматривают искусственный интеллект как ключевую компетенцию. Большинство ведущих вузов за последний год открыли общие курсы по ИИ, междисциплинарные программы и модули по цифровой грамотности. В Чжэцзянском университете (Zhejiang University) вскоре курс по ИИ станет обязательным для всех бакалавров.
Министерство образования КНР в апреле опубликовало национальные рекомендации по реформе образования по модели «ИИ+», призвав развивать критическое мышление, цифровую грамотность и навыки работы с ИИ на всех уровнях — от начальной школы до вуза. Пекинское муниципальное управление образования уже ввело обязательное обучение ИИ.
На практике это означает, что многие университеты запускают локальные версии китайских языковых моделей, таких как DeepSeek, на собственных серверах. Эти «полнофункциональные» модели предоставляют студентам неограниченное количество сессий, более длинные окна контекста и расширенные функции — по сравнению с бесплатными версиями. Доступ осуществляется через учётную запись студента.
В некоторых университетах преподаватели интегрируют работу с ИИ в программы по гуманитарным наукам, праву и коммуникациям. Например, профессор Лю Биньюй из Китайского университета политологии и права разработала лекции по корректному использованию генеративного ИИ: от составления аннотаций до подготовки графиков и рецензий. При этом акцент делается на то, что ИИ не заменяет человека, а требует грамотного взаимодействия.
Согласно данным китайского медиа YiCai, 80% вакансий для выпускников в 2025 году указывают навыки работы с ИИ как преимущество. На фоне экономической нестабильности и высокой конкуренции студенты воспринимают ИИ как важный ресурс в подготовке к трудоустройству.
Параллельно сохраняется беспокойство по поводу корректного и этичного применения ИИ. Некоторые студенты прибегают к платным услугам по «обходу» детекторов ИИ-текста. Однако, по словам самих студентов, ситуация улучшается там, где преподаватели предлагают чёткие правила и рекомендации, а не запреты.