
Причины перегрева чаще всего кроются в следующем: радиатор покрыт слоем пыли или грязи, что нарушает теплообмен; уровень охлаждающей жидкости понижен, или в системе появилась воздушная пробка, мешающая нормальной циркуляции; вентилятор не включается вовремя либо работает нестабильно; датчик температуры неисправен, и ЭБУ получает искажённые данные.
При чрезмерном нагреве двигатель начинает деформироваться, зазоры между компонентами исчезают, так как металл расширяется, и может произойти заклинивание. Это уже требует серьёзного вмешательства и немалых затрат.
Поэтому важно не игнорировать тревожные симптомы. Как только заметили аномальный рост температуры – остановитесь, заглушите мотор и дайте ему остыть. В такой ситуации быстрое и грамотное решение может спасти двигатель от капитального ремонта.
Даже у технически исправного автомобиля мотор может внезапно начать перегреваться, особенно в пробке под палящим солнцем. Чтобы не прозевать опасный момент, регулярно контролируйте температурный индикатор. Если шкала со стрелкой – не допускайте, чтобы она вплотную подошла к красной зоне. Если только сигнальная лампа – при перегреве она загорится или начнёт моргать. Иногда добавляется и звуковое предупреждение.
Первое, что пытаются сделать водители в такой ситуации – заглушить двигатель немедленно. Но это не всегда лучшая идея. После выключения мотора останавливается циркуляция охлаждающей жидкости, вентилятор перестаёт работать, и в результате температура внутри может подскочить ещё выше, усугубляя ситуацию.
Оптимальное решение – включить печку в салоне на полную мощность и на максимальную температуру, чтобы пошел горячий воздух. Да, будет жарко, но салонный радиатор станет временной “поддержкой” основной системе охлаждения. Такой приём может сыграть решающую роль и уберечь двигатель от дорогостоящих последствий.
Когда двигатель немного остынет, следует попытаться определить причину произошедшего. Заглушите мотор, дождитесь, пока давление в системе спадёт, и аккуратно, через плотную ткань, откройте крышку расширительного бачка – возможен выброс пара или горячих брызг. Если уровень охлаждающей жидкости понижен – долейте её. Если уровень в норме, проверьте, функционирует ли вентилятор: не исключено, что он вышел из строя или работает нестабильно.
Если устранить проблему своими силами не удаётся, продолжайте движение к автосервису, но делайте это очень аккуратно: избегайте резких разгонов, поддерживайте умеренную скорость и внимательно следите за температурой. Пока автомобиль находится в движении, поток встречного воздуха дополнительно охлаждает радиатор и может предотвратить повторный перегрев.