
На тему общения родителей с детьми написано много книг, выпущено огромное число пособий самого разного плана. Далеко не все советы в этой области представлены профессионалами. Поэтому лучше опираться на рекомендации тех, кто совмещает большой практический опыт с настоящей фундаментальной научной основой.
Основа основ – безусловное принятие
В первую очередь родителям необходимо понять, что общаться с ребенком следует без выставления по отношению к нему каких-то условий и требований. Ребенок только тогда станет легко идти на контакт, если он чувствует себя любимым и ценным даже в том случае, когда совершил неправильный или плохой поступок. Безусловное принятие – основное требование. Если же общаться с детьми лишь на основе их поведения, то ничего хорошего не выйдет.
Необходимо забыть о подходе к воспитанию, как к дрессировке. Общаться с ребенком, исходя только из его поведения, абсолютно неверно. Это называется условная любовь. Только в случае с животными работает метод, когда за правильные действия дается угощение, а за неправильные – принимаются меры наказания. Но тогда как показать недовольство ребенком? Как дать понять, что его поступки неправильны?
Как выражать недовольство
Чтобы общаться можно было не только легко, но еще и с пользой для воспитания, необходимо правильно высказывать недовольство. Только само оно должно быть направлено не на ребенка, а на его действия. Существуют «Я-сообщения» и «Ты сообщения». Ко вторым относятся фразы вроде «ты плохой», «ты плохо себя ведешь». Общаться подобным образом с ребенком нельзя. Склоняться нужно к использованию «Я-сообщений»: «я чувствую боль от твоих поступков», «мне не доставляет радости твое поведение». В этом случае ребенок не станет чувствовать себя плохим.
Использование техники активного слушания
Не получится успешно общаться с ребенком, если не научиться правильно слушать. Дети тоже попадают в сложные ситуации, в которых они чувствуют грусть или боятся. Общаться необходимо так, чтобы ребенок осознал, что даже в подобные моменты он все равно не остается один. Если у него будет присутствовать чувство общности с родителями, то и общаться ему станет значительно проще.
Активное слушание предполагает «возвращение» фраз ребенка ему саму. Вместо указаний или «приказов», а тем более криков, следует общаться таким образом, чтобы ребенок получал эмоциональную поддержку. Например, если младший школьник не хочет делать уроки, то проблема может быть не в лени, а в страхе перед неудачей. Путем раздачи указаний добиться успеха точно не получится.