
Источник фото: ru.123rf.com
Как учить ребенка-дошкольника математике? Почему у одних математические способности ярко выражены, а другие не могут освоить даже простейших навыков? Ответы на эти вопросы представлены учеными факультета психологии МГУ в книге Learning Mathematics by Cultural-Historical Theory Implementation (2024, Springer).
«Как в науке, так и в образовательной практике бытует мнение, что ребенок осваивает математику и математические отношения постепенно, в процессе столкновения с объектами и оперирования ими. И поскольку его мышление с возрастом становится все логичнее и все больше “отрывается” от реальных вещей, становится возможным учить его абстрактным математическим понятиям. Принципиально другой подход к пониманию как математического развития, так и к обучению математике предложен учеными и их коллегами, опирающимися на работы известного советского психолога Льва Выготского, создателя культурно-исторической психологии – оригинального подхода, получившего общемировое признание», – считает один из авторов монографии декан факультета психологии МГУ, академик РАО, член-корреспондент РАН Юрий Зинченко.
Развитие ребенка в подходе Л.С. Выготского рассматривается не как процесс постепенного созревания психики параллельно физиологическому созреванию, а как процесс овладения культурой в широком смысле – научными понятиями и культурными формами поведения. Присваивая выработанные человечеством средства – начиная с ложки и заканчивая сложными математическими понятиями, человек становится способным действовать в любой ситуации осознанно и с пониманием дела, а это и есть наиболее высокий уровень развития. Точно так же и с математикой.
«Математическое развитие ребенка – не естественный процесс, а процесс присвоения культурных, специфических для математики знаково-символических средств и способов действий. Большая часть исследований в области усвоения математики в современном мире опирается на подход, называемый конструктивизмом, в котором утверждается важность самостоятельной учебной активности ребенка при минимальной поддержке взрослого. Культурно-исторический подход – принципиально другая парадигма, в которой взрослый организует деятельность ребенка по усвоению математических понятий и дает средства выполнения этой деятельности», – говорит один из редакторов книги, профессор университета Тласкала (Мексика) Юлия Соловьева.
Авторы книги на материале разных детских возрастов и разных областей математики показывают, что для ее эффективного усвоения необходимо, во-первых, принципиальное изменение содержания начального периода обучения этой науке. Содержание должно показывать детям смысл математических отношений. Зачем и для каких задач возникал счет? Число? Десятичная система? Пропорциональные отношения?
Совместная со взрослым деятельность, в которой ребенку предлагаются задачи, приводящие к пониманию смысла математики, согласно авторам книги, и есть та форма обучения, которая ведет не только к развитию, но и к формированию устойчивого математического интереса.
Исследования показывают, что важнейшую роль играет характер тех средств решения задач, которые предлагаются детям, эти средства должны соответствовать специфике возраста.
«Очень важно учитывать особенности детского развития, характер ведущей деятельности ребенка в каждом возрасте. Так, в дошкольном возрасте этой деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая носит символический характер. Предлагать дошкольникам просто посчитать сумму чисел или измерить, например, длину – не очень адекватная в этом смысле задача, а вот найти волшебный ключ, который подойдет к замку – совсем другое дело», – говорит Александр Веракса, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования факультета психологии МГУ, академик РАО.
Опираясь на эти принципы, коллектив российских ученых МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального центра психологических и междисциплинарных исследований совместно с мексиканскими коллегами из университета Тласкала разработали программы введения старших дошкольников в математику и доказали их эффективность как с точки зрения формирования начальных математических понятий, так и с точки зрения формирования у детей интереса к дальнейшему изучению математики.
Результаты работы представлены на специальном симпозиуме в рамках Международного онлайн-форума «Ребенок в цифровом мире» 1-2 июня 2025 года, организаторами которого выступают МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российское психологическое общество при поддержке Министерства науки и высшего образования и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Ежегодно в рамках форума представляется более 300 исследований из более чем 50 стран.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ru.123rf.com