

“Колхида”, несмотря на всю критику, навсегда войдёт в историю как первый серийный бескапотный грузовик в СССР и пионер в области моделей со спальным местом. Однако нововведения, какими бы они ни были амбициозными, не были встречены с одобрением водителей.
“Колхида” 606 – главная модель, которая вызывает споры до сих пор. Внешне её можно было спутать со “Шкодой 706”, но в техническом плане она была построена на базе ЗИЛ-164, только компоновка была изменена так, что потребовались существенные доработки конструкции. В результате грузовик приобрёл новую форму, но, к сожалению, не стал более надёжным.
Что касается технических характеристик, то “Колхида” оснащалась мотором ЗИЛ-157КЯ на 109 л.с., что для такого тяжёлого грузовика было катастрофически мало. На подъёмах машина буквально задыхалась, мотор перегревался и быстро выходил из строя. Качество сборки оставляло желать лучшего: кабина продувалась, окна выпадали, а запчасти были дефицитом. Ремонт был возможен только для тех, кто досконально знал конструкцию.
Несмотря на все эти недостатки, “Колхида” поступала в колхозы, а вокруг неё сложилась не самая лестная слава – в народе говорили: “Гордость Грузии, слёзы России”. Однако производитель не останавливался на достигнутом, и вскоре появился КАЗ-4540, который предложил лучшие условия для водителя. Однако его нестандартная компоновка, когда кабина буквально висела над землёй, вызвала у водителей недоумение и требовала времени на привыкание.
Хотя КАЗ-4540 был технически более совершенным, в сельской местности он не прижился, уступив место более привычным и удобным машинам. В 80-х годах Кутаисский завод выпускал до 5000 грузовиков в год, но с распадом СССР производство резко сократилось. В 1993 году было собрано всего 650 машин, а конкурентоспособность продукции на фоне зарубежной техники падала.
В середине 90-х интерес к заводским мощностям проявила компания General Motors, однако, после тщательной оценки ситуации, отказалась от инвестиций из-за нестабильных условий в стране. Производство продолжилось, но уже на уровне минимальных объёмов – всего десятки машин в год.
В начале 2000-х завод пытался запустить несколько новых брендов: MAN, КамАЗ, а также производить трактора, но все попытки оказались неудачными. Завод постепенно начал распродажу активов, а ныне его мощности используются в основном для производства автозапчастей, арендуемых частными компаниями. Согласно последним данным, на заводе трудится около 150 человек, но грузовики под маркой “Колхида” или другие модели уже не выпускаются.