Как UFC стал такой империей? Раскинулись по всему миру – от Парижа до островов

Fine-news 6 часов назад 30
Preview
Как UFC стал такой империей? Раскинулись по всему миру – от Парижа до островов

Обширная география.

Сейчас турниры UFC в разных частях света кажутся обыденностью – за всю историю промоушен уже побывал на четырех из шести континентов. Но еще 30 лет назад лига находилась в совсем ином состоянии: турниры проходили в маленьких концертных залах в спальных районах, а про выезды за пределы США даже не задумывались.

Теперь UFC открывает новые локации каждый год – от Саудовской Аравии и Катара до Франции и Азербайджана. Как это стало возможным?

UFC пытались ворваться на рынок Японии в 90-х, но с приходом Уайта сосредоточились на США. Вернулись к выездам только в конце нулевых

Если не считать выезд в Пуэрто-Рико (места со статусом «неинкорпорированной организованной территории», находящейся под управлением США), первый реальный международный турнир UFC прошел в Японии. Совсем неудивительно: на тот момент именно Япония – центр мира смешанных единоборств. Турнир собрал пять тысяч зрителей – главным событием для местных фанатов стал дебют звезды японского рестлинга Кадзуши Сакурабы, позже заработавшего прозвище «убийца Грейси» за победы над несколькими членами главного клана в истории ММА.

Следующий международный турнир UFC прошел на родине Грейси. Ивент Ultimate Brazil состоялся благодаря инициативе промоутера Серджио Батарелли, близко знакомого с одним из основателей UFC Бобом Мейровицем. Несмотря на успех турнира, который отмечал Батарелли в поздних интервью, следующего ивента бразильцы ждали 13 лет.

До приобретения промоушена братьями Фертитта UFC еще несколько раз съездил в Японию. Материнская компания промоушена SEG тогда планировала создать отдельное подразделение UFC Japan, которым, по задумке, должны были управлять местные японские промоутеры, но идею вскоре отбросили – помешали материальные проблемы и конкуренция с растущими Pride и K-1.

Спустя 1,5 года после приобретения UFC Фертитта и Уайтом промоушен провел первый турнир в Великобритании. UFC 38 получил название Brawl at the Hall – в 2002-м ивент прошел в легендарном Royal Albert Hall, стены которого обычно слышат оперные голоса и музыкальные инструменты, а не звуки ударов и крики фанатов. Эффектный нокаут британского тхэквондиста Марка Уира, апсет ветерана Иана Фримена против непобежденного Фрэнка Мира, второй поединок Мэтта Хьюза против Карлоса Ньютона – яркая ночь для ММА в Великобритании.

Следующей пришлось ждать пять лет. C 2002 по 2007 Уайт и братья Фертитта занимались выживанием в США: сначала боролись за легализацию ММА, а потом – за интерес зрителей. После блестящего первого сезона The Ultimate Fighter промоушен заключил новую сделку со Spike TV. А уже в третьем сезоне TUF победителем стал полутяжеловес (на тот момент) из Англии – Майкл Биспинг. Идеальный момент, чтобы вернуться.

На UFC 70 в Манчестере матчмейкеры собрали отличный европейский кард. В главных поединках дрались Мирко Филипович, Андрей Орловский, Чейк Конго и Майкл Биспинг, а в прелимах – несколько британских бойцов, итальянец Алессио Сакара и Денис Сивер, представляющий Германию. Спустя год Лоренцо Фертитта оставил пост в правлении Station Casinos, чтобы направить силы на международное развитие материнской компании UFC Zuffa и самого промоушена. Тогда же компания заключила новые телевизионные сделки во Франции, Китае, Мексике и других странах.

Кроме телевизионных сделок, пришли и новые локации. В конце нулевых UFC провел турниры в Канаде, Ирландии и Германии, а события в Великобритании стали регулярными: за год после возвращения промоушен приезжал туда четыре раза.

Уже в начале 2010-го Уайт заявил о планах расширить присутствие лиги в Европе, Китае, Канаде, Австралии и на Ближнем Востоке: «Мы собираемся запустить Ultimate Fighter China и Ultimate Fighter Middle East. На всех новых рынках мы будем активно развивать таланты, чтобы собрать лучших бойцов из разных частей света в UFC».

В 2010-х UFC совершил глобальный рывок. К концу десятилетия практически половина турниров в году проходила за пределами США

Первый выезд в новом десятилетии – и сразу новая страна. Билеты на первый турнир в Австралии распродали за несколько часов – дрались Ногейра, Веласкес, Биспинг, Вандерлей Сильва и Кро Коп. Через пару месяцев – первый в истории UFC в ОАЭ, ставший одним из главных провалов Уайта в карьере.

Специально для того турнира на острове Яс построили арену под открытым небом, в кард добавили сразу два титульных поединка с двумя звездами – Би Джей Пенном и Андерсоном Сильвой. Что могло пойти не так?

Все. Климат Эмиратов мешал бойцам и зрителям на открытой арене, в соглавном событии Би Джей Пенн потерял пояс из-за спорного решения судей, а Андерсон Сильва устроил кривляния и балаган во второй половине боя против Дэмиана Майи. Уайт был очень категоричен:

«Не помню большего позора за 10 лет в этом бизнесе. Впервые в жизни я вышел из зрительского зала во время главного события, впервые отдал пояс менеджеру парня и сказал вручить его вместо меня. Я прошу прощения. Пока не знаю как, но я заглажу вину перед фанатами, купившими это дерьмо сегодня».

Провал в апреле-2010 отодвинул расширение на рынок Ближнего Востока почти на 10 лет, но глобальной экспансии это событие не помешало. В следующие месяцы лига дважды съездила в Канаду – неудивительно, ведь тогда в полусреднем весе правил Жорж Сен-Пьер. В 2011-м популярность ММА в том регионе, вероятно, достигла пика: на турнир UFC 129, который возглавлял поединок Сен-Пьера и Джейка Шилдса, пришли более 55 тысяч человек – рекорд для того времени.

В августе-2011 UFC вернулся в Бразилию – 13-летнее ожидание завершилось. Промоушен привез в Рио солидный состав: Андерсон Сильва, Маурисио Руа, Эдсон Барбоза, Антонио Родриго Ногейра и другие – в 11 из 12 поединков бразильские фанаты могли поболеть за своих. UFC 134 стал ключевым событием для расширения на бразильский рынок: за ним последовал новый телеконтракт с бразильским каналом, открытие нескольких офисов в Латинской Америке и запуск The Ultimate Fighter: Brazil.

Параллельно UFC расширялись и в другой части света. В Австралии они запустили The Ultimate Fighter: Australia vs UK – победителем стал Роберт Уиттакер. В Азии случилось два важных события: возвращение в Японию, причем сразу же на легендарную «Сайтама Арену», а чуть позже – первый турнир в Китае, пусть и пока что только в Макао.

В следующие несколько лет на карте UFC появились Швеция, Новая Зеландия и Сингапур, а в июле-2014 промоушен вернулся в Ирландию – конечно, благодаря Конору. До этого лига была там лишь раз – в 2009-м.

Турнир, который возглавил его поединок против Диего Брандао, собрал 9,5 тысяч зрителей на стадионе 3Arena в Дублине – солд-аут. 10 тысяч зрителей гремели, как все 30. «Я занимаюсь этим уже 15 лет – турнир в Дублине стал самым сумасшедшим за все время», – отреагировал Уайт.

В 2014-2016 годах UFC колоссально расширил географию: Нидерланды, Филиппины, Южная Корея, Мексика, Польша, Хорватия + увеличивалось число турниров в привычных локациях. Все более разнообразным становился и ростер: к 2018 году среди обладателей пояса появились бойцы из Австралии, Ирландии, России и Англии. Но это было только начало.

В 2016-м братья Фертитта продали UFC компании Endeavor (на тот момент – WME | IMG). «Теперь мы настроены искать новые возможности для UFC и их талантливых бойцов, чтобы обеспечить непрерывный рост и успех спорта на глобальных рынках», – говорилось в пресс-релизе после завершения сделки.

Что изменилось?

● В 2017-м в Лас-Вегасе открылся первый UFC PI – огромное пространство для тренировок, восстановления, лечения и реабилитации бойцов. Позже, уже в 2019-м, огромный UFC PI открылся в Шанхае.

● Активное развитие сетей залов UFC GYM.

● Крупный телеконтракт с ESPN и множество других сделок с бродкастерами по всему миру. Появились местные медиаподразделения, как UFC Arabia или UFC Russia (сейчас – UFC Eurasia). Промоушен превратился в транснациональный бренд – корпорацию с множеством сотрудников по всему миру.

В сентябре-2018, за три недели до эпохального поединка Нурмагомедова и Макгрегора, в Москве прошел первый российский турнир UFC. В том же году промоушен побывал в Чили и Аргентине, улучшив положение на рынке Южной Америки. Еще одним важным моментом стали турниры в Шанхае и Пекине – крупнейших городах Китая.

Пик глобального развития UFC случился в 2019-м – практически половину турниров в том году промоушен провел за пределами США. Один из них – рекордный UFC 243 в Австралии. Тогда на Marvel Stadium в Мельбурне пришло больше 57 тысяч человек.

За месяц до этого прошел UFC 242 – турнир, благодаря которому лига попала на Ближний Восток. Лига подписала соглашение на пять лет с Департаментом культуры и туризма Абу-Даби, а в 2024 году – его продлила.

«Мы берем на себя долгосрочные обязательства перед Абу-Даби, потому что добились больших успехов на этом рынке. Наши фанаты хотели, чтобы мы вернулись в Абу-Даби, и в течение следующих пяти лет Департамент культуры и туризма поможет нам привезти множество невероятных титульных поединков в ОАЭ», – заявил тогда Дана Уайт.

Коронавирус вынудил UFC пересмотреть бизнес-модель. Международных проектов стало больше, но выездов – меньше

Коронавирус вынудил лигу отказаться от ярких выездов с переполненными аренами – единственным выходом UFC в период пандемии оказались закрытые «пузыри». Один из таких появился на острове Яс в Абу-Даби – помогли партнерские отношения, сложившиеся после заключения соглашения и проведения крупного турнира в 2019-м.

Периодичность турниров сохранилась, что помогло промоушену сильно вырасти – другие виды спорта в это время были на паузе или только возвращались к жизни. UFC же пересобрали бизнес-модель и стали гораздо больше ориентироваться на трансляции и соцсети, а не на живые шоу.

Так появился Апекс – причина, по которой даже сейчас лига не стремится возвращаться к старому темпу выездов. Арена прямо на базе UFC в Лас-Вегасе принимала не только Претендентскую серию и The Ultimate Fighter, но и часть турниров Fight Night, которые раньше проводились на выезде.

«Думаю, проводить «домашние матчи» в Апексе, где мы можем просто закрыть двери и выключить свет, имеет для нас смысл, – рассказывал вице-президент UFC Дэвид Шоу. – Вернемся ли мы к тому, что было до ковида, без Апекса? Я так не думаю. Но уверен, что мы найдем правильный баланс».

Появление гораздо более удобного для бизнеса Апекса сократило число выездов, но глобальная экспансия не прекратилась. Она продолжается в форме физического присутствия (на карте UFC появились Франция, Азербайджан, Катар и Саудовская Аравия), так и в форме различных инфраструктурных проектов (UFC PI в Мексике, расширение базы в Китае и появление новых фитнес-клубов в сети UFC Gym и UFC Fit).

Похоже, именно инфраструктура сейчас в приоритете у Даны Уайта: «Разумеется, PI, открывшийся в Мексике, – большое событие. Мы строим рынок в Южной Америке. Заходим в разные части света. Когда мы наладим связи и построим все эти PI – популярность спорта взлетит».

Еще промоушен сосредоточился на проектах по развитию талантов: Road to UFC в Азии, Dana White’s Contender Series, уже поставивший промоушену нескольких звезд и чемпионов, и The Ultimate Fighter, который продолжает сниматься, несмотря на упавшие рейтинги.

Другая тенденция: с 2022 года уже три номерных турнира прошли без бойцов из США в главном карде – UFC 275 в Сингапуре, UFC 294 в Абу-Даби и UFC 305 в Перте. Кстати, Fight Night во Франции отметился тем же: в главном карде мы увидели французов, бразильцев, литовца, поляка, шотландца, ирландца, бельгийца и даже валийца, а три американских спортсмена остались в прелимах.

Глобальный спорт.

В UFC становится меньше американцев – почему? Узнали у тренеров из США

Фото: Gettyimages/Sportsfile / Contributor, Josh Hedges / Contributor, Darrian Traynor / Stringer, Zuffa LLC / Contributor, Christopher Furlong / Staf, Jeff Bottari/Zuffa LLC/Zuffa LLC via Getty Images

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'