
забота или бестактность

В каких случаях замечание станет проявлением заботы, а в каких — бестактностью?
Забота — это действие, направленное на поддержку и помощь другому. Навязчивость — это про себя любимого. Про то, чтобы не быть одному, не остаться без внимания. В навязчивости есть еще и не избирательность, она поддерживается не отношением к какому-то конкретному человеку, а готовностью цепляться за отношения с любым, кто удобен и доступен в конкретный момент. В навязчивости нет внимания к интересам, ценностям, смыслам другого человека.
Замечания — культурно-цивилизационная часть социальных межличностных отношений. Они выполняют функцию ориентиров и границ.
И в этом смысле без них не обойтись. Много вопросов возникает к тому, как, в какое время, при каких обстоятельствах формулируются замечания. Одни замечания могут быть оскорбительны и унизительны, другие — ориентировочными и направляющими.
Например, на конференции коллега упорно произносит термин неправильно. Множество раз повторяемая ошибка, которую все слышат, не может не остаться незамеченной. Игнорирование данного факта будет псевдо-тактичностью. Обозначение услышанного как ошибочного даст человеку шанс, возможность сориентироваться.
В противном случае он остается без этого шанса на исправление, на коррекцию. Он получает новый опыт в одних обстоятельствах и может перенести его в следующую ситуацию самостоятельно.
Замечание должно быть в контексте той ситуации, в которой человек находится
Если оно по безапелляционно и унизительно, то, как правило, не только игнорируется в моменте, вызывая отрицательную эмоциональную реакцию, но и закрепляется как установка вообще не реагировать на замечания других. Противоположная реакция — полная подчиняемость, неспособность следовать собственной инициативе или интуиции. Ориентировка на замечания становится главным в поведении и действиях человека.
Существуют иерархические модели отношений, где замечания отличаются не только по форме и по способу реализации, но и по тем позициям, в которых опыт, статус одного предполагает усиление внимания к содержанию.
Замечание руководителя подчинённому совсем не одно и то же, что замечание подчинённого руководителю. Замечание родителя ребёнку также не равно замечанию ребёнка в отношении родителей. Но здесь тоже не всё однозначно: можно легко представить абсолютно бессмысленное замечание руководителя и вредное по сути замечание родителя. Поэтому в формулировке замечаний необходимо ориентироваться на то, что действительно важно.
Как научиться делать замечания детям, подчинённым, ученикам, чтобы не вызвать конфликт, но и человек своё поведение всё же изменил?
Есть смысл формулировать замечания не в прямой указательной форме, констатирующей ошибку, а через вопросы или через вопросы-альтернативы. «Я тебя услышал так, правильно ли я тебя понял? Исправь, если я тебя понял неверно». Для человека это шанс услышать себя и самостоятельно скорректировать свои действия без урона для самолюбия. Когда в предложении появляются альтернативы, это даёт возможность перенести полученный опыт на последующие ситуации.
Замечание в лоб, категоричное — это напряжение для отношений в текущий момент и, что еще более печально для отношений в дальнейшем, когда любое замечание начинает приниматься в штыки и когда мнение другого человека (например, родителя) обесценивается и принимается как намерение унизить. Давайте детям возможность самостоятельно, с помощью ваших вопросов видеть собственные ошибки и их исправлять.
Вера Борисовна Никишина
доктор психологических наук,
профессор, директор Института клинической психологии
и социальной работы Пироговского Университета.