Как виртуальная реальность помогает атлетам после травм, выяснили психологи МГУ

Fine-news 5 часов назад 28
Preview
Как виртуальная реальность помогает атлетам после травм, выяснили психологи МГУ

Одним из ключевых направлений применения VR является ускорение процесса реабилитации спортсменов после травм. Ученые Московского университета провели исследование, в ходе которого продемонстрировали эффективность использования виртуальной реальности для восстановления когнитивных функций после черепно-мозговых травм. 

Виртуальная реальность (VR) в последние годы завоевывает все большую популярность. Помимо индустрии развлечений сегодня активно развиваются такие направления, как виртуальный туризм, спорт, образование, архитектура, адаптация людей с ограниченными возможностями. В спорте виртуальная реальность используется для множества целей, включая обучение спортивным навыкам, особенно в тех случаях, когда риск травматизации высок, тактической подготовки атлетов. После травм атлет может тренироваться в условиях, смоделированных в виртуальной среде, что позволяет ему выполнять действия, аналогичные реальным тренировкам. Это достигается благодаря возможности развивать когнитивные функции и компоненты спортивных навыков. 

В сотрудничестве с Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ) сотрудники МГУ провели ряд исследований, в ходе которых продемонстрировали, что виртуальная реальность может эффективно использоваться как для диагностики уровня спортивного мастерства, так и для тренировки отдельных когнитивных компонентов, способствующих повышению эффективности спортсменов. Виртуальная реальность имеет также значительные перспективы использования в детско-юношеском спорте благодаря возможности наглядной визуализации осваиваемого навыка, включению мотивационного и эмоционального компонентов за счет геймификации.  

«Мы разработали виртуальные среды для таких видов спорта, как хоккей, вольная борьба и биатлон. Эти платформы позволяют тренировать когнитивные подкомпоненты спортивных навыков. Это особенно важно в случаях, когда атлет получает травму и не может проводить полноценные тренировки. Использование виртуальной реальности значительно ускоряет процесс реабилитации и возвращения к тренировочному процессу», — отмечает доцент факультета психологии МГУ Сергей Леонов.

Аналогичное исследование было проведено на биатлонистах и адаптивных биатлонистах. «Результаты показали, что элитные биатлонисты отличаются от любителей и новичков более стабильным зрительно-моторным контролем. Это проявляется в минимальных смещениях взгляда, более длительных фиксациях на мишени и сокращенном количестве морганий», – отмечает заведующая лабораторией конвергентных исследований когнитивных процессов ФНЦ психологических и междисциплинарных исследований Ирина Поликанова.

Исследователи рекомендуют спортсменам-биатлонистам, особенно начинающим, включать в тренировочный процесс упражнения, направленные на формирование стабильного взгляда. Важно акцентировать внимание на удержании фиксации до и после выстрела, снижении избыточных движений, а также использовать такие параметры, как динамика морганий и время фиксаций, в качестве индикаторов правильного выполнения движения.

Результаты исследований были представлены 1-2 июня 2025 года в рамках Международного форума «Ребёнок в цифровом мире», организованного МГУ, ФНЦ психологических и междисциплинарных исследований, Российским психологическим обществом под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ 

Источник фото: ru.123rf.com

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'