
Два побывали на подиуме, еще два свергают опытных напарников.

2025-й в «Формуле-1» – явно год молодежи: хоть чемпионат и удивляет перфомансом суперветеранов Алонсо (44 года), Хэмилтона (40 лет) и первым подиумом Хюлькенберга (37 лет), но титульную схватку разыгрывают 24-летний Пиастри и 25-летний Норрис.
Еще мощнее и свежее выглядела инъекция молодости в пелотон в начале сезона: сразу четверть всех машин ушла дебютантам, а четвертым в списке «самых ветеранистых» оказался Карлос Сайнс – которому недавно исполнился всего 31 год. Средний возраст пелотона на старте сезона сократился до 27,2 лет с 29,4 лет – лишь немного не хватило для рекорда всех времен в 26 лет, 9 месяцев и 7 дней, установленном на Гран-при России в 2017-м (тогда Алонсо сошел до старта, и средний возраст очень удобно пересчитался).
До 2025-го такое количество дебютантов предпочитали не брать из-за растущей сложности адаптации к «Ф-1»: болиды все тяжелее и труднее в управлении, а с потолком расходов команды осторожно относятся к риску аварий. После крэш-перформансов Шумахера, Мазепина, Сарджента (да и предыдущие дебютанты уровня Албона и Гасли тоже вообще-то запомнились) боссы стали предпочитать опытных и зрелых гонщиков.
Но в 2025-м в Гран-при продвинули 18-летнего Кими Антонелли, 19-летнего Оливера Бермэна (на момент первого появления в «Ф-1» в 2024-м – тоже 18-летнего), 20-летних Изака Аджара и Габриэла Бортолето, а также 22-летнего Джека Дуэна. Конечно, большинство из них тщательно готовили в системах команд «Ф-1» через сотни километров наката на симуляторах и частных тестах на прошлогодних машинах, но все равно мало кто ждал быстрого успеха. Скорее спора за титул чемпиона по ошибкам и главного крэшера (кстати, на данный момент рейтинг пока возглавляет Юки Цунода, а один из дебютантов Бермэн идет только третьим).
В реальности же каждый так впечатлил, что отрейтинговать их или выбрать «новичка года» оказалось… Сложненько. Но, может, у вас уже есть фаворит и вы хотите попробовать?
Изак Аджар («Рейсинг Буллз»)

До старта сезона его считали «заполнителем места» для следующего в очереди из программы «Ред Булл» – суперталанта Арвида Линдблада. Первый Гран-при Изак даже не начал – разбил болид на прогревочном круге под австралийским дождем и пошел плакать в паддок. Его утешал даже отец Льюиса Хэмилтона – кумира юного таланта.
Дюжину гонок спустя он не просто еще не высажен, но еще и все чаще появляется в слухах о возможном повышении в «Ред Булл». Ведь он начал выдавать какие-то нереальные выступления прежде всего в квалификациях: заезжал 7-м уже в сложных Китае и Японии, добавил 5-е в Монако, а затем выстрелил на 4-е в Нидерландах. Причем средний отрыв от напарника Лоусона – весьма неплохие 0,38 секунды. Только в Италии он впервые в сезоне вылетел в первом сегменте (логично – «Рейсинг Буллз» не так уж хорош на прямых, а Монца не слишком сложная для пилотажа).
В гонках Изак тоже отличился: закончил 8-м в Японии, приехал 6-м в Монако (хоть и не без помощи от Лоусона) и 7-м в Испании, а в Нидерландах воспользовался сходом Норриса и превратил 4-е в подиум! В Италии фантастическая серия продолжилась: новый мотор + проблемы конкурентов = финиш в очках даже с пит-лейн.
Причем Аджар особенно выделяется все меньшим количеством ошибок от этапа к этапу: если в первой половине сезона он еще временами рисковал или ввязывался в заведомо проигрышные схватки (вроде попыток отбиваться от «Феррари» Хэмилтона), то после летних перерывов поехал очень расчетливо. С простой и эффективной логикой: вступать только в те битвы, в которых есть шанс на победу – при обороне на необгонной трассе, например, или когда можно прикончить покрышки соперника.
Достойная заявка на «дебютанта года» и место напарника Ферстаппена?
А что мы писали про него? «Аджару в некотором смысле повезло: он чуть ли не единственным за последние 7-8 лет программы «Ред Булл» попал в «Ф-1» с нулем ожиданий и отсутствием внешнего давления. Ведь фактически публика списала Изака еще до старта и просто ждала Линдблада – к самому Аджару не предъявляли требований и запросов» – и здесь подробнее о его сильных и слабых сторонах.
В «Ф-1» громкий новичок на очереди к Ферстаппену: фанат Хэмилтона и мата по радио
Кими Антонелли («Мерседес»)

Чем впечатлил? Чередой обгонов на первых же Гран-при в сложных и дождевых условиях.
Не слишком большим отставанием в квалификационном и гоночном темпах от одного из лучших и самых стабильных пилотов нынешней «Ф-1» Джорджа Расселла (который настолько крут в этом смысле, что уже породил мем «ничего не сделал – и все равно третий»).
Поулом для спринта на Гран-при Майами. Подиумом на Гран-при Канады – вошел в топ-5 самых юных финишеров в лучшей тройке «Ф-1». И это все – на машине, доводившей Хэмилтона до депрессии и заслужившей прозвище «дива».
При этом парню только 25 августа исполнилось 19 лет. Если кто-то ждал большего, то неужели вам мало?
А что мы писали про него? «Даже сейчас видна осторожность в действиях: Кими отлично обгоняет, но легко сдает позиции и на старте, и при обороне. Скорее всего, это осознанная стратегия избегания неприятностей: лучше сейчас потерять пару мест и потом их вернуть, чем рисковать аварией. Звучит здраво, но пелотон может привыкнуть к такой манере Антонелли и атаковать его все агрессивнее, чтобы «спугнуть» – и тогда отказы сторониться сразу же будут приводить к авариям. Хватит ли тогда у него смелости что-то менять? Не всегда чувствует пределы возможностей машины, допускает много помарок в пилотаже, пока не умеет сходу считывать нетривиальные сценарии гонки» – и здесь подробнее о его сильных и слабых сторонах.
Сколько минут «Мерс» реально искал смену Хэмилтону? 18-летнего юниора не плющит давление?
Габриэл Бортолето («Заубер»)

Сперва просто лишь немного проигрывал опытнейшему Нико Хюлькенбергу в квалификациях и гонках, а после обновления болида он превратил квалификационный счет 3:7 в 12:7 и четырежды пробивался в топ-10. В Италии и Австрии он доехал 8-м, в Бельгии ему удалось финишировать 9-м, а в Венгрии вообще разыграл безошибочную гонку до шестой позиции. Успел запомниться и красивыми обгонами, и битвами с Алонсо колесо в колесо, и сдерживаниями Ферстаппена… И это в команде, которая начала сезон абсолютно худшей!
Запомнился и респектами от Макса Ферстаппена, Фернандо Алонсо (который его менеджер!) и даже Берни Экклстоуна – тот, оказывается, помогал Габриэлу попасть в «Ф-1», познакомив его с парой нужных людей по своим связям. И даже напарник Нико Хюлькенберг классно объяснил поражения в квалификациях от юного бразильца: «Машина! Печатает круги, как принтер, и тонер никогда не кончается. Почти не допускает ошибок. Просто поражает».
Может, у него пока нет подиумов, как у напарника или соперников по битве за титул лучшего дебютанта, но точно ли его вклад во взлет команды меньше?
А что мы писали про него? «Такой же гоночный маньяк, как и сам Алонсо. Габриэл – один из немногих, кто только приветствует давление и любой внешний фактор пытается обратить себе на пользу. Идеальный пример – насчет давления: «Хорошо, когда люди многого ждут и требуют – значит, верят, что я могу этого добиться. Было бы хуже, если бы не верили». Людей с такой ментальностью не так много в современной «Ф-1» – и здесь подробнее о его сильных и слабых сторонах.
Оливер Бермэн («Хаас»)

Наш блогер так восхитился темпом юного англичанина относительно опытного победителя Гран-при и обладателя подиумов Эстебана Окона, что тот даже детально провел сравнения по темпам каждого новичка с их напарниками и рассчитал: именно Бермэн уже способен ехать вдвое дальше напарника на том же комплекте шин и при этом выигрывать по темпу.
С другой стороны, Олли не только в гоночном темпе на длинной дистанции всем все показал: попадал в третий сегмент квалификации в Японии, заканчивал 8-м субботу в Великобритании, выжимал 7-е в квалоспринте в Бельгии и почти прорвался в топ-10 в Венгрии (в итоге – 11-й). C самых первых этапов он доказывал, как умеет ярко обгонять и прорываться, а еще – выполнять самые смелые тактики «пересиживания»: в Китае он напрорывался до 8-го, в Японии и Бахрейне удержался на 10-м, в бельгийском спринте сохранил 7-е, а затем выдал безумно обидную серию из четырех финишей на 11-м месте подряд – а в Нидерландах благодаря розыгрышу сложной стратегии закончил 6-м после старта с пит-лейн. В Италии тоже боролся за очки на альтернативной тактике, пока мелкая ошибка при обороне от Сайнса не привела к развороту и штрафу.
Может, у него и меньше очков, чем у Бортолето, Аджара или Антонелли – но и машина слабее. А по результатам Бермэна уже сейчас не отличать от некогда суперперспективного Окона. Чем не герой из тени и кандидат на смену Льюису Хэмилтону в «Феррари»?
А что мы писали про него? «Техногик и «продуманный» классный молодой пилот с огромным потенциалом к становлению в роли «двигателя» развития любой команды, если продолжит прогрессировать тем же темпом. Но из-за тепличных условий и нехватки природной адаптации он сходу чуть уступает сравнимым по возможностям гонщикам «от природы» – и здесь подробнее о его сильных и слабых сторонах.
Пик зрелища Гран-при Китая: «наследник Хэмилтона в «Феррари» рвет пелотон на ведре!
***
Предлагаем остановиться на выборе между этой четверкой, хоть, конечно, в сезоне под статусом «новичков» засветились и другие гонщики. Однако их учитывать и сравнивать вроде бы некорректно: Джек Дуэн быстро потерял место в одной из худших команд скорее по маркетинговым причинам, а его сменщик Франко Колапинто запрыгнул в машину фактически без подготовки и предсезонки.
Лиам Лоусон же присутствует на решетке уже третий календарный год и накопил целых 27 стартов – больше одного полноценного сезона.
Однако если вы считаете настоящим героем именно кого-то из них – или вдруг вас парой практик впечатлил супербыстрый юниор «Макларена» Алекс Данн – выбирайте кота вариант «кто-то другой». И пишите в комментариях, почему кот – да и вообще расскажите о своем выборе. Он же и правда в этом сезоне сложнейший!
Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock, Joe Portlock, Clive Mason, Clive Rose