
В Большом зале Кремлевского дворца 18 и 19 июня прошли выпускные спектакли Академии русского балета имени А.Я.Вагановой — одной из старейших в мире.
Николай Цискаридзе, исполняющий обязанности ректора академии, с приходом которого на высокий пост и начались московские концерты, в день дебюта воспитанников написал в социальных сетях, что «продолжает танцевать в своих учениках», и заодно рассказал о примечательном символическом событии.
Дело в том, что в первый день выпускных концертов у двух лебедей, хранителей Патриарших прудов, родились птенцы, пять маленьких лебедят.
«Как красиво и символично, ведь я тоже выпускаю своих «маленьких лебедей» на главную сцену страны, в том числе под бессмертную музыку Чайковского. Совсем скоро моим детям… предстоит взрослая жизнь, нужно будет привыкать трудиться вне привычного «гнезда» нашей любимой академии. Уверен, их творческая судьба будет долгой и успешной, но и вместе с тем — непростой. Такова доля Артиста балета», — написал по этому поводу Николай Максимович.
Выпуск 2025 года предложил зрителям «три часа и три абсолютных шедевра»: программа двух вечеров отличалась только именами выпускников и педагогов (при неизменности имени главного наставника — самого Цискаридзе).
Итак, в программу вошли «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского (хореография Льва Иванова, 1894; редакция К.М.Сергеева, 1950), посвященный 100-летию первого выпуска Агриппины Вагановой 1925 года.
Во втором отделении исполнялась сюита из созданного во время блокады Ленинграда балета «Гаянэ» Арама Ильича Хачатуряна (хореография Н.А.Анисимовой, 1942; редакция Н.М.Цискаридзе, 2025), приуроченная к 80-летию Победы. Впервые этот спектакль был показан труппой Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (сегодняшней Мариинки) в эвакуации в городе Молотов (Пермь).
Наконец, в третьем отделении зрителей ждала сюита из праздничного балета «Пахита» Э.Дельдевеза, Л.Минкуса, Р.Дриго (хореография Мариуса Петипа, 1881), представленная опять-таки в новой редакции Цискаридзе.
Примечательно, что в этом году Цискаридзе, до этого обучавший исключительно мальчиков, выпускает первый женский класс — так что речь нужно вести одновременно о блистательных выпускниках и выпускницах, первый всамделишный выход на сцену которых произвел настоящий фурор.
Понятно, что волшебный мир спектаклей создавался не только артистами, но и декорациями Мариинского театра и музыкой в исполнении симфонического оркестра Мариинки (дирижер — Валерий Овсяников). Но ребята «откатали программу» на все 100: овации, сопровождающиеся выкриками «браво!» и «молодцы!», ждали их и во время выхода на поклон, и после закрытия занавеса. Зрители аплодировали не менее пятнадцати минут, «вынудив» Николая Цискаридзе выйти к залу трижды, а выпускников — раз шесть, не меньше, но они счастливы были это делать. Причем овации звучали в холле дворца полчаса спустя после завершения отчетного концерта, а возле служебного входа толпилась публика, надеясь увидеть Цискаридзе.
Нужно заметить, что в этом году к «Лебединому озеру» обратились сразу две академии. Не так давно сцену бала на Исторической сцене Большого театра показала московская академия, а теперь в Кремле мы увидели «Белый акт», памятуя, что Цискаридзе перетанцевал и партию Принца, и злого гения Ротбарта — поэтому он хорошо знает всемирно известный балет. О некоторых нынешних выпускниках Цискаридзе известно, что ими заинтересовался Театр балета Бориса Эйфмана, куда планируют взять артиста, исполнившего партию Зигфрида, еще одной солистке пророчат карьеру в Мариинском театре.