
Последний Гран-при для Ландо Норриса обернулся кошмаром – в погоне за напарником по «Макларену» не выдержал болид.
И вряд ли Ландо легче от от того, что в сходе виноват не он – отставание от Оскара Пиастри увеличилось до 34 очков. С фактором одинаковой техники и высокой стабильности Оскара Пиастри, побороться за титул британцу будет сложно. Так что упадническое настроение после финиша было ожидаемым:
«Какие сейчас мысли? Никаких. Хочу съесть бургер и уехать домой. Как бы то ни было, у меня был темп, я был быстрым, но…Обгонять на этой трассе невозможно».
Болельщики на трибунах в Зандворте даже сняли видео с понуро бредущим в боксы Норрисом и получающим победный трофей Пиастри. Драматическое кино!
Почему в последнее время такой акцент на психологическом состоянии Ландо? Все просто – именно к нему больше всего вопросов из-за очевидной нестабильности. Тем более, что и сам пилот не раз публично рассуждал о преследующих его проблемах.
После сильных сезонов в «Ф-3» и «Ф-2» он мощно ворвался в «Формулу-1» в 2019-м и уже во втором Гран-при финишировал шестым. При этом по итогу сезона переквалифицировал более опытного напарника Карлоса Сайнса (11:10).

Казалось, что тогда у 19-летнего британца все здорово: он в команде, которая на тот момент не считалась претендентом на высокие места, его поддерживают, как могут, обеспеченные родители (отец – бизнесмен с состоянием более $200 млн) в случае чего протянут руку. Но в действительности Норрис столкнулся с серьезными психологическими проблемами.
Обычно об этом не принято говорить. Тем более, когда ты гонщик в серии, где болиды носятся по трассе с невероятной скоростью и ты испытываешь дикие перегрузки. Все это требует максимальной концентрации, времени на рефлексию как будто бы не остается.
Ландо Норрис один из тех, кто пошел по пути максимальной открытости. От гонщика, который сомневается в себе, до претендента на чемпионский титул с позицией: «Титул – не главное. Главное, каким человеком меня запомнят».
Межсезонье 2020-го. Норрис впервые высказался о проблемах

В первом сезоне Ландо выступал довольно стабильно, набирая очки практически в каждой гонке. Он был сильнее Сайнса в квалификациях, но уступал в гоночном темпе и по итогу набрал меньше очков – 49 против 96.
После второй практики на Гран-при Канады Ландо вышел к прессе и произнес фразу, которую на тот момент никто не смог правильно расшифровать.
«У меня проблемы с некоторыми вещами, которые сложно улучшить. В начале сезона пришлось нелегко из-за огромного давления. Я не верил в себя, в то, что смогу сделать все достаточно хорошо, и не знал, что буду делать, если все сложится неудачно. Не знаю, из-за чего именно так было, но я испытывал психологические трудности.

Все старались сделать все максимально просто и комфортно для меня. Но что бы ни говорили – это жизнь, мне все равно нужно выступать, делать то, что от меня требуется. Сколько бы раз кто-то ни говорил: «У тебя все будет хорошо, ты справишься», у меня все равно остаются сомнения в себе».
Перед стартом второго сезона «Ф-1» Ландо пошел на еще один важный шаг: переехал в дом в трех минутах от базы «Макларена». Кроме того, стал чаще использовать приложение Headspace для улучшения самочувствия, расслабления, помогающее бороться со стрессом, улучшать сон, концентрацию.
«Я люблю быть на трассе, но когда я вдали от нее, то не знаю, чем заняться. Я очень люблю «Ф-1», и все остальное для меня – мучение и агония, что, конечно, звучит эгоистично. Но я ненавижу тренировки, ненавижу это все. Поэтому я стараюсь сделать свое время вне трассы максимально интересным и приятным, чтобы настроиться на более позитивный лад.
В новом доме стараюсь вести более структурированный образ жизни, планировать каждый день… Сделать все более простым, более понятным, и все это вместе взятое помогает мне работать лучше».
И это сработало. Норрис признался, что на старт сезона-2020 выходил более расслабленным и чувствовал себя лучше. При этом подчеркнул, что знает, чего от него ждут люди и что нужно делать, чтобы чего-то достичь.
Ландо поначалу прятал чувство тревожности – раскрыться помог партнер «Макларена»

В ноябре 2020-го «Макларен» заявил о подписании партнерского соглашения с компанией Mind Charitу – благотворительной организацией, которая помогает людям с психологическими и ментальными проблемами. И специально под это событие британец написал колонку о своем состоянии, чтобы побудить других людей не держать все в себе.
«Вы когда-нибудь боролись с чем-то в душе, но скрывали это от окружающих, делая вид, что все в порядке? У меня так было.
Во время первого сезона в «Формуле-1» я, возможно, выглядел как новичок, полный уверенности и энтузиазма, но на самом деле это было не так. Я скрывал, что очень сильно боролся с нервозностью и тревогой. Несмотря на то, что я попал в «Ф-1», я начал сомневаться в себе: беспокоился, хватит ли мне сил, сравнивал себя с товарищем по команде и другими гонщиками. Это мешает сосредоточиться. С этим трудно справиться, и я уверен, что многие сталкивались с этим. Но в спорте никто не хочет давать преимущество сопернику или показывать слабость, поэтому мы не говорим о психическом здоровье так часто, как следовало бы. А говорить об этом нужно.
Очень важно иметь вокруг себя сильную группу людей, будь то семья, друзья, коллеги или кто-то еще, кому ты можешь довериться. Для меня самое важное – семья. Но когда я участвую в гонках, я нахожусь вдали от дома, поэтому моя семья – это мой менеджер, тренер и инженеры, то есть люди, с которыми я работаю наиболее тесно. Мы проводим так много времени вместе, что очень хорошо знаем друг друга, и чтобы все мы могли работать с максимальной эффективностью, нам нужно чувствовать себя комфортно и быть открытыми друг с другом.
До конца прошлого сезона я несколько лет работал с ментальным тренером – еще один отличный пример человека, к которому я мог обратиться, чтобы поработать над своими нервами и привести себя в более позитивное психическое состояние. Но в этом году я почувствовал себя достаточно уверенным, чтобы взять на себя больше ответственности за свое психическое здоровье.
Я думаю, что все это часть процесса взросления. Я достиг стадии, когда почувствовал, что готов больше думать самостоятельно».
Похоже, Норрис читал комментарии болельщиков – критика сильно его задевала

После второго сезона, в котором Ландо стал девятым в общем зачете, практически удвоив количество очков по сравнению с дебютом (97 против 49), он пообщался с Top Gear и подчеркнул, как на него давила окружающая среда – особенно комментарии в соцсетях. При этом пилот «Макларена» призвал других людей активнее говорить о проблемах психологического характера, с которыми они сталкиваются.
«Я сам на себя оказываю огромное давление. Если у меня был плохой уик-энд – или несколько плохих уик-эндов – это действительно сильно меня задевало, потому что это был мой первый сезон в «Формуле-1», и я хотел хорошо выступить. Когда у меня не получалось и я немного отставал – на несколько десятых секунды – я очень переживал. Особенно если такое происходило два уик-энда подряд – это меня ранило.
Каждый уик-энд нас показывают по телевизору, и миллионы людей смотрят на тебя, судят тебя в социальных сетях и иногда говорят о тебе гадкие вещи. Так устроен мир, есть люди, которые хотят унизить других по какой-то причине. Люди, которые думают, что знают, что происходит внутри «Ф-1», хотя они не имеют ни малейшего представления.
Подобные вещи сильно влияют на гонщиков, особенно в первые сезоны в «Ф-1». У меня очень хорошая команда людей вокруг, которые всегда рядом, пытаются помочь мне на трассе или когда я дома».
В 2021-м все изменилось – Норрис нашел себя и стал сражаться за подиум

Двухлетняя работа над психологическим состоянием и отказ от излишнего самокопания помогли войти в гармонию с собой:
«Я хорошо выступал в квалификациях и первых гонках, и почувствовал прилив уверенности. Помогли и другие мелочи – например, после Австрии [Норрис боролся с «Мерседесами» Боттаса и Хэмилтона], из-за которых я осознал: «Окей, я могу это сделать, могу поверить в себя.
Да, в чем-то я до сих пор уверен не до конца, но по сравнению с прошлым все вышло на новый уровень, чувствую себя гораздо лучше».
Появилась четкая схема: из-за веры в свои силы Норрис лучше выступал, из-за чего пилотировал спокойнее, а благодаря хорошим результатам ехал еще лучше… и так далее.
И одновременно разделил поведение на трассе и за ее пределами: появились две внутренние личности – веселый и расслабленный человек, а также серьезный и преданный делу гонщик:

«Не хочу, чтобы люди видели во мне только весельчака и парня, который не относится к вещам серьезно – я не такой. За последние полтора года я старался показать большую ответственность и старания. Отчасти – для себя. Хотел почувствовать себя лучше и позволить окружающим видеть меня настоящего, а не только шутника.
Я действительно провожу много времени с инженерами, просматриваю данные. Чувствую, что могу более открыто высказываться в команде и на разборах. И меньше боюсь говорить вещи, которые могут быть неправильными или с которыми люди могут не согласиться.
Все это часть попытки стать лучшим человеком, более знающим, который может лучше использовать информацию. Не все сводится к тому, как проехать круг быстрее. Во многом это также зависит от моих знаний и информационных возможностей, а также от работы с командой».
Но Ландо отметил, что по-прежнему ощущает давление со стороны руководства:

«Я не хочу подводить руководителей, и по-прежнему чувствую давление с их стороны – ведь нужно двигаться вперед и достигать поставленных целей. И в то же время в сложные моменты, в период трудностей, или когда нужен пинок под зад, чтобы прибавить и стать лучше в любой области – они со всем этим готовы помочь».
К пятому сезону Норрис проработал все слабости и впервые дал оптимистический прогноз карьере

Четвертый сезон, в котором Ландо Норрис делил гараж «Макларена» с улыбчивым Даниэлем Риккардо, прошел намного лучше, чем предыдущие. Кажется, что именно тот факт, что рядом был такой веселый парень, как австралиец, помог британцу обрести уверенность. В личном зачете Ландо стал седьмым, набрав аж на 85 очков больше, чем Риккардо.
«Это был мой выбор – начать говорить о ментальном здоровье. Я не знал, как с этим справиться, – рассказывал Норрис в январе 2023-го. – Я держал все в себе, и это очень повредило уверенности в себе, которая упала до исторического минимума. Я сомневался в себе: «Достаточно ли я хорош, чтобы быть в «Формуле-1»? Смогу ли я вернуться после этого?»
Ты никогда не сможешь угодить всем. Есть люди, которые тебя поддерживают, и люди, которые этого не делают. Я знаю, что делаю все, что в моих силах.
Я считаю себя честным проигравшим, но я всегда был очень строг к себе. Всегда думаю: что я мог бы сделать лучше? А потом: что команда могла бы сделать лучше?
С учетом всего, чему я научился, возможно, я смогу выиграть гонку [в 2023 году], но вряд ли смогу выиграть чемпионат до того времени [2024 или 2025 год]. Я знаю, что к этому моменту мне нужно быть на пике формы».
Как вам такой прогноз и то, что мы видели в прошлом году и сейчас?
Норрис показал силу реакцией на укол Гельмута Марко – раньше мог бы сломаться

В 2024-м «Макларен» прибавил настолько, что практически сравнялся с лидером «Ф-1» – «Ред Булл».
Норрис одержал первую победу и стал регулярно заезжать на подиум и вести борьбу с Максом Ферстаппеном в общем зачете. Но с сокращением отрыва «Ред Булл» выкатил тяжелую артиллерию – советника команды Гельмута Марко. Австриец не фильтрует слова, а говорит, что думает. Так случилось и в конце прошлого сезона.
«Кто станет чемпионом? Ферстаппен. Он лучший, он быстрейший и, более того, теоретически в сражениях за титул обладает большей психологической силой, чем Шарль Леклер и Ландо Норрис. Мы знаем, что у Норриса есть некоторые психологические слабости. Я читал о ритуалах, которые ему нужны, чтобы хорошо выступать в гоночный день», – сказал австриец.
Как бы отреагировал на это Ландо образца 2019-го или 2020-го? Явно бы сломался, что сразу бы отразилось на его скорости. Но британец не зря работал над собой и теперь дал достойный ответ:
«Это игра. Все пытаются сыграть свою роль – боссы команд, пилоты, менеджеры, кто угодно. Все стараются немного задеть друг друга. Думаю, для «Ред Булл» это чуть более привычнее, чем для нас. Пожалуй, мы скорее сосредоточены на себе».
При этом Норрис признал, что хоть слова Марко его и не задели, есть моменты, которые он не до конца проработал. Связаны они с концентрацией и тем, в какой момент его гоночный инженер выходит на связь. Перед ключевой попыткой Уилл Джозеф призвал Ландо «довериться машине», ведь в таком случае «время круга придет само».
«Такое редко происходит. Он знает, что обычно мне такое не нравится. Он так поступил, потому что после второго сегмента я сказал, что не чувствовал уверенности за рулем болида.
Болид повсюду подскакивал, мне не хватало уверенности, чтобы собрать хороший круг. У меня были трудности в первом повороте и 12-м. Но в любом случае мы были близки к поулу. Просто все свелось к фразе: «Давайте проедем хороший круг и возьмем поул». Это я и сделал.
Справился ли я благодаря словам Уилла – я, вероятно, скажу, что нет, иначе слишком раздую его эго… Но, наверное, я немного нуждался в этих словах, ведь испытывал больше проблемы с болидом, да и мы выглядим не очень уверенно в этот уик-энд. Небольшой пинок никогда не повредит», – заметил Норрис.
Новый Норрис: победы не так важны, главное, каким человеком его запомнят

Когда Оскар Пиастри на второй год в «Ф-1» показал поразительную скорость и адаптивность, некоторые болельщики и эксперты на фоне успехов австралийца поставили под сомнение чемпионские амбиции Норриса. Им показалось, что он слишком мягкий, а лидер должен быть агрессивным, ярким. Сам британец так не считает:
«Есть строгое представление о том, каким должен быть чемпион мира – очень агрессивным. Я хочу выиграть чемпионат. Я предпочитаю быть хорошим человеком и стараться добиваться хороших результатов.
Я сделаю все возможное, чтобы выиграть титул, но не буду жертвовать принципами, как некоторые другие – с личностной точки зрения. Некоторые считают, что нужна ментальность из серии «пошел ты на хрен» – мне она не нужна. Я по-прежнему верю, что могу стать чемпионом мира будучи хорошим парнем.
Люди хотят, чтобы вы верили в свою уникальность и способность побеждать. Это замечательное качество, но, на мой взгляд, не единственное, что нужно, чтобы стать чемпионом.
Я стремлюсь жить полной жизнью. Мое отношение к вещам, возможно, не всегда агрессивное. Я просто не верю, что для достижения чемпионского титула нужно быть жестким. Хочу показать, что можно стать лучшим в мире и без этого.
Я не хочу, чтобы мне приказывали, и не желаю, чтобы меня считали слабым из-за доброты. Я буду бороться за свои цели, рисковать и делать все возможное, чтобы стать чемпионом мира. Но я не потеряю свою свободу быть собой.

Я могу создать образ хладнокровного убийцы и вести себя вызывающе, чтобы люди видели во мне угрозу. Но есть вещи, которые я никогда не сделал бы, хотя другие чемпионы на такое способны. У меня нет того инстинкта, который, вероятно, есть у большинства гонщиков или победителей, потому что меня так не воспитывали.
Я никогда не считал себя таким же крутым, как Льюис или даже парни, с которыми я вырос. Льюис, Джордж [Расселл], Шарль [Леклер], Фернандо [Алонсо], Себ [Феттель] – все эти парни. Я никогда не считал себя достойным места в «Формуле-1». Для меня было круто иметь возможность соревноваться с ними, больше, чем я хочу доказать, что я лучше».
Как мы помним, в прошлом Норрис прошел через тяжелую депрессию, во время которой ему потребовалась квалифицированная помощь. Что изменилось за 6 лет?
«Я по-прежнему очень строг к себе, просто сейчас, вероятно, немного менее публичен [в рассказах о своей проблеме], чем в прошлом. Но я также могу справляться с проблемами лучше, чем раньше».
Он считает, что стал сильнее, что, в свою очередь, ставит его в этом году в более выгодное положение в борьбе за титул. Интересно, что Ландо одновременно считает, что высказываться на тему ментального здоровья важно, и параллельно признает, что при этом чувствовал себя некомфортно.
«Хуже всего то, что я знаю, как мне повезло путешествовать по миру и получать хорошие деньги. Я могу делать в жизни почти все, что хочу, и знаю, как мне повезло оказаться в таком положении. Поэтому я иногда чувствую, что не имею права жаловаться или говорить определенные вещи так же, как другие люди.
Но для меня это, безусловно, было победой, потому что я получил множество сообщений от людей, которые говорили, как им помогло то, что кто-то в моем положении смог их понять».
Можно ли сказать, что Ландо Норрис психологически готов к титулу чемпиона «Ф-1»? Скорее да, чем нет. Точно нельзя не заметить то, какого прогресса он достиг за несколько лет. При этом нельзя не отметить его вклад в помощь менее известным, чем он, людям, которые сталкиваются с аналогичными проблемами.
Что еще почитать про Ландо Норриса:
Подписывайтесь на телеграм-канал автора
Фото: Gettyimages/Mark Thompson, Peter Fox, Pool, Peter Fox, Mark Thompson, Clive Mason, Charles Coates; Mclaren/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Global Look Press