
Почему нужно проверять на цвет и запах моторное масло (и что будет, если этого не делать).
Внутри большинства автомобилей с ДВС (двигателем внутреннего сгорания) одновременно используется множество различных техжидкостей. И большинство из них — субстанции несмешиваемые. То есть каждая жидкость замкнута в своей системе. Но иногда одна жидкость проникает во владения другой, загрязняя друг друга, что влияет на их химические свойства, снижает эффективность одного или обоих из них в зависимости от того, как произошло загрязнение, и может вызвать всевозможные проблемы и поломки в ДВС. Например, наиболее часто встречается, когда моторное масло смешивается с охлаждающей жидкостью (антифризом) или наоборот. Но что насчёт бензина или дизельного топлива в масле?
Мы в 1GAI решили выяснить, чем же всё-таки это опасно.
Сразу хотим ответить, что это плохо и чревато большими неисправностями для двигателя, которые могут вылиться в большие траты.
Моторное масло и бензин — это две жидкости, которые никогда не должны смешиваться в ДВС автомобиля. Всё, что попадает в смазку мотора, вредно для двигателя, но смешивание с топливом особенно плохо по двум причинам. Во-первых, оно разбавляет масло до такой степени, что оно больше не может должным образом смазывать внутренние детали агрегата. Во-вторых, это говорит о более крупных и дорогостоящих проблемах с двигателем или одной из его связанных систем.
Какие проблемы? Давайте обсудим это.
Топливо попадает в моторное масло — как узнать?
Первое и главное, на что стоит обратить внимание, — это запах. Если при проверке уровня масла вы почувствовали характерный аромат бензина — дело плохо. Но как топливо вообще может попасть в масло?
Во-первых, ни в одном ДВС топливо не сгорает полностью. Его часть попадает в масляный поддон (картер) двигателя через кольца поршней. Особенно это актуально при запусках холодного двигателя при минусовых температурах. Но это явление может происходить и по причине износа поршневых колец, пропуска зажигания, негерметичности форсунок, прорыва выхлопных газов в картер (когда часть выхлопных газов из камеры сгорания прорывается вниз в поддон через изношенные кольца).
Прорыв газов — это естественное явление для всех двигателей, но их количество по мере старения двигателя и износа колец, поршней и стенок цилиндров увеличивается. В них содержатся сернистые соединения и пары воды, которые загрязняют моторное масло: жидкость деградирует (распадаются присадки), теряются её химические свойства (например, ухудшаются смазывающие свойства из-за изменения вязкости жидкости).
Неполное сгорание бензина или дизельного топлива и пропуски зажигания приводят к накоплению избытка топлива в камере сгорания, которому некуда идти, кроме как вниз. Проникновение топлива через цилиндры в поддон, приводящее к загрязнению масла, — явный признак того, что двигатель вашего автомобиля неисправен и его следует немедленно проверить. Цвет масла может быстро стать слишком чёрным или, наоборот, слишком светлым (словно его разбавили водой).
Кроме того, несгоревшее топливо в камере сгорания «работает» как промывка двигателя, смывая со стенок цилиндров тонкий слой масла. Как минимум на стенках цилиндров очень быстро появляются мелкие царапины (микроцарапины).
Косвенные признаки
К поведению автомобиля нужно быть очень внимательным, как к своему организму, чтобы вовремя обнаружить проблемы со здоровьем. Например, при регулярном попадании топлива в масло мотор начинает шуметь и перегреваться. В некоторых случаях может появиться детонация или даже произойти проворот вкладышей коленвала, а это уже капитальный ремонт агрегата.
Если коротко: масло с бензином — это как суп с сахаром вместо соли. Вкус не тот, и пользы никакой.
Как проверить?
Регулярно проверяйте уровень моторного масла, вытаскивая масляный щуп (владельцам некоторых современных машин, где отсутствует щуп, мы сочувствуем!). Если вы заметили, что уровень смазки растёт, а от щупа пахнет характерным запахом топлива — это явный признак смешивания жидкостей.
В некоторых случаях может загореться «Чек двигателя» (Check Engine).
Что делать?
Не паникуйте, но и не тяните. Если поймать проблему своевременно, ремонт обойдётся дешевле, чем замена или капитальный ремонт мотора. Вот что нужно сделать:
- Замените масло как можно скорее — это даст двигателю передышку.
- Поезжайте к автомеханику или в технический центр, чтобы найти источник проблемы: форсунки, зажигание или что-то ещё.
Запах бензина в масле — это не мелочь, а намёк на то, что двигатель просит помощи. Проверьте машину, и она ещё долго будет радовать вас ровной работой.
Обложка: Shutterstock
Источник статьи: If Your Engine Oil Smells Like Gas, This Is Probably Why