
«Инди» или «Окла»?
Финал НБА между «Оклахомой-Сити» и «Индианой» бьет антирекорды по ТВ-рейтингам – эти команды (предсказуемо) оказались неизвестны широкому зрителю. Баскетбол между ними выходит очень захватывающим, но отсутствие громкой вывески снижает маркетинговую привлекательность серии.
Но это не означает, что у «широко известных в узких кругах» клубов нет сильных сторон в качестве брендов. Даже если зритель федерального масштаба решил проигнорировать финал-2025, то «на местах» фанаты яростно поддерживают любимую команду. Они носят джерси игроков, покупают атрибутику с логотипами команды и радуются трюкам маскотов.

История «Пэйсерс» тянется еще со времен АБА, в то время как «Тандер» появились совсем недавно, отпочковавшись от «Сиэтла». Но кто из двух участников финала-2025 обладает более приятной айдентикой?
Выясним это в рамках серии до четырех побед.
Матч № 1: название
С происхождением никнейма «Оклахомы» все однозначно, «Тандер» означает «гром». Хорошее энергичное название, которое еще и отражает репутацию штата как части «аллеи торнадо», то есть региона, где смерчи встречаются чаще всего.

После переезда «Суперсоникс» в Оклахому старое название решили не использовать – отчасти из уважения к истории, отчасти по той причине, что «Сиэтл» носил название в честь богатой истории авиационной и аэрокосмической промышленности в штате Вашингтон (корпорация «Боинг» зародилась именно там). Среди отвергнутых названий «Оклахомы» были следующие варианты:
● «Бэронс» – в честь «нефтяных баронов», то есть бизнесменов, который занимались добычей нефти в штате еще с начала XX века. Штат Оклахома по-прежнему остается одним из лидеров нефтедобывающей отрасли в США (позднее это название взяла хоккейная команда из АХЛ).
● «Байсон», то есть «бизоны» – в честь животных, которые однажды были символом Великих равнин. Нюанс в том, что еще с первой половины XIX века бизонов нещадно истребляли, поэтому сегодня их охраняют в природных заповедниках. Ареал распространения бизонов был слишком широк, чтобы это название отличалось уникальностью – название «Бизоны» носят спортивные организации по всей Америке.
● «Уинд», то есть ветер – еще одна отсылка к особенностям погоды в Оклахоме.
● «Аутлос», то есть «Бандиты» – это память о временах Дикого Запада и некогда значимой для Оклахомы индустрии перегона скота. С таким же успехом можно было бы назваться «Ковбоями», но это название уже носят команды университета Оклахома Стейт.
Название «Тандер» хорошо звучит, но внутреннее содержание хромает. В истории НБА лишь четыре команды имели название в единственном числе: «Хит», «Мэджик», «Джаз» и «Тандер». И эти клубы испытывают сложности с персонификацией. «Тандер» – это кто? «Громовержцы»? «Громовики»? «Громовцы»?

У «Пэйсерс» с этим проще – название «Иноходцы» отсылает к богатой истории лошадиных бегов в штате. Говорят, что название клубу придумала жена бизнесмена Чака Барнса, который принял участие в формировании АБА, бывшей конкурентки НБА. Умная женщина по имени Лоис убила двух зайцев, поскольку в названии удалось отметить не только лошадей, но еще и автомобильный термин «пейс-кар». Машины безопасности используются на одной из старейших автогонок – «500 миль Индианаполиса». Эта культовейшая гонка ассоциируется с спортивной жизнью Индианы даже больше, чем лошадиные бега.

Правда, тут тоже есть неоднозначность. «Пейс-кары» нужны на старте «Инди-500» в рамках прогревочных кругов до полноценного начала заезда. Покрасовавшись на трассе, пейс-кар сходит с дистанции и уступает место полноценным участникам. Аналог – пейсмейкеры из легкой атлетики, которые зарабатывают на том, что задают темп забега для лидеров, а сами не финишируют. Понятие связано с машиной или человеком, который не дойдет дистанцию до конца. Неоднозначный образ для спортивной команды.
Кто тут победитель? «Индиана» забирает первый матч – сложно представить, чтобы название «Пейсерс» так же оптимально подходило какой-то другой команде. Есть животное воплощение (беговая лошадь), есть и абстрактный образ (машина, которая задает темп). Если еще взять скорость игры Тайриза Халибертона и компании в реальном финале-2025, то вообще получается идеальная спайка.

1-0, «Индиана».
Матч № 2: эмблема
Все заработанное преимущество «Индиана» спускает во второй встрече. И дело не в том, что у «Тандер» выдающийся логотип – просто у «Пэйсерс» он вообще ничего не отражает.
Первые 23 года существования клуба внутри буквы «P» была изображена рука с мячом, где сам мяч выглядит как теннисный, а не баскетбольный. С 1990-го логотип приобрел более-менее современное очертание. И если в 1990–2017 годах лаконичная «P» давала эмблеме динамику, то обновленный вариант с той же самой «Р» внутри круга теряет свою прелесть. Наоборот, устремленная вперед буква, которая имитирует напор и движение, теперь оказалась заключена в круг, из которого ей не вырваться.

В пользу «Тандер» – команда разработала себе логотип и не пытается его улучшать. Кто-то скажет, что клуб еще слишком молод, но «Клипперс», к примеру, за этот же промежуток с 2008-го успели сменить логотип дважды. «Пэйсерс» же неоднократно меняли эмблему, ничего в ней не меняя. Зачем?
Когда-то у «Суперсоникс» была узнаваемая айдентика, но она осталась в прошлом. Сейчас, к сожалению, в эмблеме «Оклахомы» никак не отражены ни бури, ни вихри, ни ветра, ни торнадо. Название «Гром» должно быть громким, как домашние трибуны команды. Голубая и оранжевая палитра выглядит нейтрально и не воплощает собой силу природы.

Если бы от «Индианы» соревновалась классическая «Р», то победа была бы за ними. Но нынешний кружок все портит и делает логотип слишком похожим на остальные округлые эмблемы в НБА. У «Оклахомы» же, напротив, оригинальная геометрия. 1-1.
Матч № 3: цвета и форма
В последних раундах плей-офф-2025 «Индиана» выступает эксклюзивно в желтой форме («statement edition» – номинально третья форма). Ассоциация тут простая – клуб тянется к золотому кубку, поэтому и выглядеть должен соответствующе. Но это небольшое читерство – мы не видим всего разнообразия форм клуба.

Тут как и с буквой «Р» в качестве логотипа – третья форма «Пейсерс» лучше третьей формы «Оклахомы», ярко-оранжевой. Но два основных комплекта (белый, «association», и классический цветной, «icon») у «Тандер» в плей-офф на виду, в то время как основные джерси «Индианы» запрятаны до осени. Кроме того, комбинация желтого/золотого и синего больше всего ассоциируется с «Голден Стэйт», также использовался «Денвером», «Ютой», «Новым Орлеаном».
А светло-синий и оранжевый – беспроигрышное сочетание, которое никак не перепутаешь с цветами «Никс», а остальные команды вовсе не используют их.

2-1 в пользу «Тандер».
Матч № 4: альтернативные и исторические формы
Тут «Тандер» не под силу тягаться с «Пэйсерс». «Индиана» способна пробить нокаутирующую «двоечку» благодаря своей более богатой истории.

Надевают комплект с отсылкой на классику из финала-2000 с вертикальными полосками – и сердце млеет. Начертание названия с белыми проблесками, как с 80-х – зачет. Три вертикально полосатых комплекта «Индианы» 1998–2005 годов можно поставить против любого другого тройного набора в лиге. Черпая из этой трилогии вдохновение для новых комплектов, «Индиана» всегда будет на высоте.
Клуб весьма консервативен в отношении цветовой гаммы, хотя многие другие клубы не брезгуют экспериментировать, но в ходе поисков себя теряют узнаваемость. «Пэйсерс», сохраняя цвета, неоднократно переизобретали образ. Помните «Фло-Джо»-форму с диагональными лучами сбоку, которую для «Индианы» в начале 90-х придумала бегунья Флоренс Гриффит-Джойнер? Реджи Миллер до сих пор в ней смотрится лучшего всего.

Финальный штрих – это периодическое появление в репертуаре «Пэйсерс» красно-желтой формы с надписью «Хикори» и отсылкой на спортивную драму 1986 года с Джином Хэкменом. В оригинале фильм называется Hoosiers, а в России известен как «Команда из штата Индиана». Локализация названия не очень логична, в фильме идет речь о школьной команде, которая побеждает на чемпионате штата, так что все изображенные в картине команды были именно из Индианы. Но фильмы про баскетбол выдвигаются на «Оскаре» нечасто, так что он тоже работает в пользу «Пэйсерс».
2-2 после четырех встреч.
Матч № 5: слоганы
Ничья, команды возвращаются в Оклахому, где «Тандер» разносят оппонентов. Все потому, что «Пэйсерс» в этом сезоне использовали в качестве собственного девиза кривую фразу «Yes ‘Cers». Это такая игра слов – обыграно созвучие с «Yes sir», то есть «Да, сэр» или «Так точно». ‘Cers – это сокращение от полного названия команды «Пэйсерс», так что в комментариях можете придумать, как вся эта конструкция должна звучать на русском.

Когда объясняешь – во фразе появляется смысл. Но когда интернет заполняют статьи в духе «Объясняем, что такое Yes ‘Cers» – это уже автоматическое поражение. Американцы и сами удивлены, что «Пэйсерс» решили, будто их кто-то называет ‘Cers.
У «Тандер» все лаконично – слоган Loud City, то есть «громкий город». Фанатская поддержка на трибунах – визитная карточка клуба, который не может похвастаться обилием прекрас большого рынка. Зато большие рынке не могут похвастаться такой активной поддержкой. Форвард Джейлен Уильямс ввел в моду странную манеру гавкать на оппонентов в знак неуважения к ним, и эту привычку переняли фанаты.

Забавно, что понятие громкости косвенно отсылает к историческому событию, которое также немного связывает «Тандер» с «Суперсоникс». Дело в том, что совсем недавно (в январе 2025-го) компания Boom Supersonic провела тест нового самолета, преодолевающего сверхзвуковой барьер без громкого хлопка, который слышится на земле. Но 60 лет назад, в 1964-м, власти Оклахома-Сити согласовали проведение испытаний сверхзвуковых самолетов в небе над городом. Расчет был на то, что сотрудничество с Управлением гражданской авиации поможет городу и штату стать центром развития авиационной индустрии, поэтому гражданам отсыпали по восемь «хлопков» каждый день. Предполагалось, что они не принесут ущерба, но граждане бросились подавать жалобы из-за разбитых окон и ущерба психологическому здоровью. Такой гром с неба жителям не понравился. Но «Тандер» и «Лауд-Сити» вызывают только позитивные эмоции.
3-2, «Оклахома».
Матч № 6: маскот
Связь с бизонами в «Тандер» воплотили в маскоте по имени Рамбл. Его имя отсылает как к раскатам грома, так и к шуму копыт стада бизонов, в американском фольклоре у этих животных даже есть прозвище «Гром прерий».

У Рамбла даже есть своя супергеройская предыстория – якобы он был обычным бизоном, который перенес удар молнии, когда защищал свое стадо в горах Арбакл. Благодаря молнии Рамбл заполучил суперсилу и ловкость, которые позволяют ему вколачивать красочные данки в паузах во время игр «Тандер». Дебют Рамбла пришелся на 2009 год, тогда же он был признан лучшим маскотом сезона.
Рамбл очень милый и забавный, но куда ему тягаться с членом Зала славы маскотов. Зрителей на домашних матчах «Пэйсерс» уже много лет развлекает пантера по имени Бумер, которая периодически объединяется с Мини-Бумером, детской версией себя.

Из НБА в Зал славы маскотов введены семь талисманов – кроме Бумера это: Горилла «Финикса», медведи Клатч от «Хьюстона» и Джаз от «Юты», Койот «Сан-Антонио», денверский горный лев Роки и чикагский бык Бенни. Бумер – самый «юный» представитель НБА, кто удостоился этой чести – его ввели в 2020-м.
3-3, впереди решающая битва.
Матч № 7: гимн и фирменная песня
К сожалению, не всегда титульная разборка оправдывает ожидания. «Индиана» делает ставку на местных музыкантов, используя на матчах композиции Джея Броудера и Джоша Шалфэнта. Первый читает рэп, второй поет в стиле кантри – и оба делают акцент на том самом слогане Yes ’Cers. Похвально, что «Пэйсерс» пробуют создать с нуля музыкальный облик команды за счет сотрудничества с фанатами команды.
Но «Оклахома-Сити» поступила слишком хитро, взяв на вооружение чужие хиты. Гимном «Тандер» неофициально считается песня «Thunderstruck» от AC/DC, а после побед на арене включают «Don’t Stop Me Now» от Queen. В этом сезоне включали уже рекордные 45 раз!

Жульничество? Если своя история еще складывается, то можно и чужую позаимствовать. 4-3, «Тандер» закрывают серию домашней победой и празднуют это «чемпионство» под другую культовую песню с вокалом Фредди Меркьюри.
Но это только авторская версия. А как бы вы оценили расклад сил в таком противостоянии брендов?
Фото: Gettyimages.ru/William Purnell, NOAA Photo Library, Andy Lyons, Matthew Stockman, Kyle Terada – Pool, Justin Casterline, Robert Laberge/Allsport, Dylan Buell, Andy Lyons; East News/AP Photo/Julio Cortez, AP Photo/AJ Mast